Номер 19 (866), 25.05.2007

ОБЩЕСТВО И БИЗНЕС: ПУТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ДИАЛОГУ

Статья руководителя Школы социальной журналистики А. Галяса "Не дожидаясь "Вашингтона" (см. "Порто-франко" от 11 мая с.г.), в которой автор поднял вопрос о социальной ответственности бизнеса применительно к отечественным и, прежде всего, местным реалиям, вызвала активную полемику среди наших читателей. Некоторые отклики были опубликованы в прошлом номере газеты, но они продолжают поступать. Это свидетельствует, что наша газета затронула актуальную и важную для общества проблему. Правда, для некоторых читателей эта тема оказалась новой, поэтому мы сочли целесообразным поместить наряду с новыми откликами и пояснения некоторых терминов.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЭТО ВЛИЧНИЕ БИЗНЕСА НА ОБЩЕСТВО

К внутренней социальной ответственности бизнеса относятся: безопасность труда, стабильность заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях и др.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести: спонсорство и благотворительность, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров) и др.

НЕ ЖЕРТВОВАТЬ, А ИНВЕСТИРОВАТЬ

Игорь Каминник, эксперт по вопросам законодательства в социальной сфере:

В мире социальная ответственность бизнеса понимается как способ участия бизнес-структур в обеспечении устойчивого развития территории, на которой действует данная структура.

У нас социальную ответственность часто путают с благотворительностью, чем страдает даже "Украинский форум грантодателей", который сам получает деньги на реализацию своих грантовых программ от международных фондов. Но если благотворительность - порыв конкретного человека, то социальная ответственность предполагает именно системность. И такие средства следует назвать не благотворительными пожертвованиями, а социальными инвестициями.

К сожалению, социальному инвестированию препятствует неразвитость структур, которые бы могли бы реализовывать социальные и экологические программы, финансируемые бизнесом. Я имею в виду общественные и благотворительные организации, которые бы обладали навыками программного менеджмента.

Другая проблема заключается в том, что многие бизнесмены рассматривают вложенные деньги как краткосрочные инвестиции, которые должны принести быстрый результат.

И единственным результатом такого инвестирования они видят пиар своей структуры.

Это подтверждает пример Фонда местного сообщества "Фонд Одессы", который в 2005 году реализовал именную программы Кредитного союза "Первое кредитное общество" по поддержке детей и молодежи Одессы. В рамках программы был объявлен открытый конкурс среди неприбыльных организаций и инициативных групп. Все одобренные комиссией программы были успешно реализованы. Например, школа-интернат № 1 смогла приобрести оборудование для швейного цеха, музей частных коллекций им. Блещунова приобрел материалы для кружка рисования, в котором занимались дети из неблагополучных семей, и т.п. Однако инвесторы посчитали, что пиара было маловато. В чем-то они были правы, поскольку СМИ неохотно освещали те социальные программы, которые реализовывались в рамках проекта.

И тут нужно отметить, что СМИ играют важную роль в стимулировании бизнеса к увеличения вклада в решение социальных проблем. Согласно данным социологов большинство граждан узнает о деятельности той или иной компании в сфере социальной ответственности преимущественно из СМИ. Телевидение и газеты - основной информационный канал для населения в этой области. Однако журналисты относятся к данной теме, как к скрытой рекламе. Тут играет роль отсутствия в подавляющем большинстве наших СМИ профессиональных и этических стандартов. А вот в ведущих британских СМИ существуют внутренние кодексы, в которых сформулированы редакционные нормы относительно освещения самых разных сюжетов. Например, четко определено, сколько раз повторить имя спонсора благотворительной акции, у кого при подготовке отчета о данной акции следует брать интервью, и т.п. Это, конечно, не догмы, а некие профессиональные ориентиры. В наших СМИ таких ориентиров нет, и это приводит к тому, что журналисты нередко требуют деньги за освещение социальных программ.

Но, хорошо зная все проблемы, я все же остаюсь оптимистом, хотя бы наблюдая за развитием ситуации в России. Там крупные корпорации уже начали реализовывать именно серьезные, системные социальные проекты. Поскольку в этом отношении мы отстаем от России лет на пять, то стоит ждать изменений к лучшему.

МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

2. Улучшение имиджа, рост репутации.

3. Освещение в СМИ.

4. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

5. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

6. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

7. Налоговые льготы.

НЕ ДО ЖИРУ - БЫТЬ БЫ ЖИВУ

Юрий Шендеровский, председатель областной организации работодателей, председатель правления ОАО "Черноморполиграфметалл":

Можно ли требовать от бизнеса социальной ответственности, системной работы в этом отношении, когда у нас такое налогообложение - двойное и тройное, что только успевай выживать?! Налоговая политика просто давит бизнес. В этих условиях приходится думать прежде всего о том, как выжить, потому работодателям часто не до социальных вопросов.

Работодатель, получая какую-то прибыль, тут же старается ее во что-то вложить. В приобретение сырья, материалов, оборудования, в разработку новых видов изделий, в какие-то инвестиционные проекты. А если уже речь идет о "социалке", то мы стараемся прежде всего обеспечить своих работников: улучшить бытовые условия, медицинское обслуживание, помочь своим ветеранам, пенсионерам и т.п. Что, кстати говоря, имеет прямое отношение к корпоративной социальной ответственности. А если что-то остается из доходов предприятия, тогда стараемся оказать серьезную помощь школам, больницам.

"Благотворительность и спонсорство не заменяют социальный диалог, потому что прежде всего он предполагает взаимное доверие. Работодатели не должны использовать благотворительность и спонсорство как причину, по которой они не ведут честный и открытый социальный диалог" (консультант проекта "Диалог на рынке труда" Ханс Хаммар).

ВСЕГО ЛИШЬ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ТРАДИЦИИ

Раиса Краева, социальный педагог:

Социальная ответственность бизнеса - модное понятие, пришедшее недавно из-за рубежа.

А если вспомнить хорошенько, так вроде и у нас это было, но называлось по-иному. Те же лавки на Привозе, прикармливающие детские сиротские приюты в конце XIX - начале XX века, банковские вклады с процентами, идущими на благотворительные цели, мануфактуры, снабжающие своей продукцией малоимущих, и так далее. А в Одессе это еще и национальные традиции: те же греческие и еврейские общинные социальные программы - помощь продуктами, одеждой и др.

Причины потери традиций - не наша тема, хотя обозначить ее имеет смысл.

Когда у вас начинают забирать то, что считают "лишним", перераспределяют и экспроприируют, игнорируя ваши традиции и интересы, как вы будете себя чувствовать? Не исключено, что начнете припрятывать, хитрить. И станете ли помогать даже своим "бедным родственникам" - это, как говорят в Одессе, "еще надо посмотреть".

Возвращение традиций происходит тем болезненнее, чем больше и дольше было давление. Ясное дело, что среди сегодняшних бизнесменов уже нет "раскулаченных", но что поделать с генетическим страхом и генетической памятью? Самое время вспомнить притчу о Моисее и посмотреть на тех, кто не бродил по пустыне, а представляет поколение, лично не помнящие "рабства".

И тут выясняются весьма интересные подробности. Сразу оговорюсь, что я могу судить о круге, мне знакомом, а он, так сказать, не совсем среднестатистический; "наши" круги сильно окрашены бликом неформальности, традиций спорта, туризма, ролевых игр и того же модного нынче экстрима.

Однако - к конкретике. Высящийся над Чкаловским пляжем красавец-скалодром - детище альпинистов-бизнесменов, среди которых - руководители высокого ранга, владельцы строительных компаний и даже бывший вице-премьер Украины Валентин Симоненко, без помощи которого тренажер, вероятно, был бы построен, но вряд ли смог бы стать образцовым с точки зрения соблюдения всех ГОСТов и формальностей. А сегодняшний статус скалодрома позволяет проводить на нем соревнования европейского и даже мирового масштаба.

Одним из постоянных спонсоров детских соревнований по скалолазанию стал Вячеслав Бурденюк, медик по образованию, альпинист, уехавший в свое время за рубеж и недавно вернувшийся в Одессу. "Много не могу, - говорит он, - сами понимаете, не все так просто сегодня, но почему не помочь малышам, тем более, что спортивное снаряжение - мой профиль".

Другое дело, что подобных примеров постоянной помощи бизнеса социальным программам пока еще немного. Куда чаще наши бизнесмены норовят под праздник и по случаю "пристроить" некую благотворительность в приют, интернат или общественную организацию. Отлично, скажете вы. Но я с вами не соглашусь, так как тут нет настоящей ответственности. Ведь зачастую оказывают помощь без учета потребностей получающего ее. И главное, никого не интересует ни результат, ни продолжение.

Короче говоря, есть и здоровые тенденции, и традиционная формальность, граничащая с безответственностью. Но если на высоком уровне не будет происходить упорядочивания того же налогового законодательства как удобного механизма для благотворителей, если не станут поощрять инициативы и действия социально ответственного бизнеса, в том числе и через средства массовой информации, то хорошие тенденции так и останутся местечковыми - "свои для своих".

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь - форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме.

2. Денежные гранты - форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ.

3. Корпоративное спонсорство - предоставление компанией различных ресурсов для поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы.

4. Социальные инвестиции - форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.

5. Социально значимый маркетинг - форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.

6. Спонсорство - осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре.

ЗАКОНЫ ЭКОНОМИКИ ВЫНУЖДАЮТ "ДЕЛИТЬСЯ"

Виталий Барвиненко, депутат областного совета:

Любая экономика - американская, европейская или украинская, если она развивается в рыночных условиях, движется по определенному пути. В развитых странах Запада социальная ответственность бизнеса сложилась как явление, потому что работодатели пришли к выводу, что даже из сугубо прагматичных интересов им необходимо вкладывать средства в то, что в советское время именовалось "социалкой". И это не раздача денег бабушкам и дедушкам, а выстраивание определенной системы, формирование механизма стимулирования тех направлений деятельности, которые не ставят своей задачей зарабатывание денег, но необходимы для обеспечения устойчивости сообщества.

Разумеется, это понимание не пришло само по себе, а стало реакцией на общественные потрясения. Возьмем, например, Францию. Там в результате массовых студенческих волнений 1968 года бизнес потерял так много, что его представителям стало окончательно ясно: выгоднее, грубо говоря, делиться.

Хотим мы того или не хотим, но законы функционирования рыночной экономики едины для всех. И эти законы вынуждают и отечественные крупные компании проявлять социальную активность. Уже можно найти соответствующие примеры в деятельности Пинчука, Коломойского, Ахметова и других, как у нас говорят, олигархов. Иными словами, отечественный крупный бизнес в своем развитии дошел до такого уровня, когда признаком хорошего тона считается финансирование, поддержка социальных проектов. Это своего рода "придание человеческого лица" бизнесу 1990-х.

Безусловно, действующая в Украине налоговая система никак не стимулирует формирования у бизнеса социальной ответственности. Однако, на мой взгляд, это не отговорка. Я достаточно много поездил по разным странам, общался с разными людьми, в том числе и крупными предпринимателями, и не встречал ни одного человека, который был бы доволен налоговой системой своей страны. Но я уверен, что высокие налоги - далеко не главная причина, которая объясняет низкий пока еще в своей массе уровень социального самосознания нашего бизнеса. Просто у подавляющего большинства представителей украинского бизнеса нет еще ощущения необходимости поддержки социальных проектов. Ну и, конечно, очень сильное влияние оказывает сумбурное ведение бизнеса, когда нет по-настоящему честной конкуренции, четких правил игры. В смутное время трудно говорить о социальной ответственности бизнеса. Но рано или поздно мы к этому придем.

Коллаж А. КРСТРОМЕНКО