Номер 49 (794), 16.12.2005

ПАНОРАМЫ

Панорама (от греческого pan – всё, весь... и греческого – horama-вид) – вид искусства: живописная картина, охватывающая весь круг горизонта. Она совмещается с объёмными макетами переднего "предметного" плана (макет земли, сооружений, фигур и т.п.). Панорама располагается в круглом зале с центральной обзорной площадкой и создаёт иллюзию реального окружающего пространства.

Вот некоторые особенности панорам: 1.Верхний свет. 2.Весь живописный план помещается на одном холсте с одним вертикальным швом, превращающим плоскость в цилиндр. На всём свете, наверное, есть 1-2 ткацких станка, которые могут выработать такой холст. 3. Цилиндр подвешивается за верхнюю кромку, и ткань свободно свисает вниз. Представив вес живописного плана, можно понять сложность его крепления. 4.Между живописным планом и предметным делается зазор в несколько сантиметров, не видный зрителю. 5. Зритель помещается на обзорной площадке в центре панорамы.

Считается, что первая панорама была выполнена ирландским живописцем Р. Баркером в 1787-88 годах. В XIX веке во многих странах распространилось искусство батальных панорам. В нашей стране популярны батальные панорамы "Оборона Севастополя" и "Бородинская битва" работы Ф.А. Рубо. Первым советским баталистом, создавшим панораму "Оборона Царицына" (1933 год), был Митрофан Борисович Греков. Он учился в Одесском художественном училище (1898-1903 годы) и в Петербургской академии художеств (1903-1911 годы) у И.Е. Репина и Ф.А. Рубо.

Франц Алексеевич Рубо родился в 1856 году в нашем городе, жил в Одессе и скончался в 1928 году в Мюнхене. Русский живописец-баталист. Учился в Мюнхене. Академик с 1908 года, действительный член Петербургской академии художеств. Создатель трёх панорам: "Штурм аула Ахульго"(1896), "Оборона Севастополя"(1902-1904) и "Бородино"(1911). Все эти панорамы писались в Мюнхене. Работа в чужом городе была объяснима наличием в нём помещения, в котором можно было разместить живописный план, и стремянок, с которых художник пишет этот план.

Первая его панорама была открыта в Храме Славы – Военно-историческом музее в Тифлисе. Она показывала битву 22 августа 1839 года. На панораме показан аул Ахульго, окружённый неприступными скалами, обрывающимися к реке Ашильте, он был превращён войсками Шамиля в сильное укрепление. В аул можно было проникнуть только через единственный шаткий деревянный мост, под которым клокотала и билась река Аварская Койсу. Это место обороняла высокая Сурхаева башня. И именно здесь разгорелась жестокая битва.

Эта панорама выставлялась в Мюнхене, Париже и Нижнем Новгороде. За эту работу Баварская академия художеств присвоила Ф.А. Рубо звание профессора живописи.

Во время революции по приказу кавказских националистов эта панорама была свёрнута на вал и вывезена из Тифлиса. Сейчас она хранится в Государственном художественном музее Махачкалы среди запасников и, очевидно, не скоро будет показываться.

Вторая панорама была открыта в Севастополе, в специально построенном здании, в 1905 году. Она изображает самый яркий эпизод сражения за город – отражение защитниками Севастополя штурма англо-французских войск 6 июня 1855 года. Зритель, который как бы стоит на вершине Малахова кургана, в центре боя, видит небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, вражеские колонны, штурмующие бастионы, и русских воинов, мужественно отражающих натиск иноземных захватчиков. Во время Великой Отечественной войны она оставалась в осаждённом Севастополе в 1941-1942 годах, здание было сильно повреждено, полотно частично сгорело. Сохранившиеся куски полотна вывезли из города. После войны и здание, и панорама были восстановлены сначала под руководством В. Яковлева, а после его смерти восстановлением руководил П. Соколов-Скаля. Открыты в 1954 году.

В1976 году на Одесской киностудии был снят фильм "Следую своим курсом". В нём есть эпизод, в котором рассказывается, как во время обороны Севастополя в дни Великой Отечественной войны моряки-черноморцы спасали горящую севастопольскую панораму.

Третья панорама была написана в 1911 году, а с 1912 года по 1918 год демонстрировалась в деревянной временной постройке на Патриарших прудах. Сейчас она размещается в специальном здании на Кутузовском проспекте, построенном к 150-летию Бородинского сражения архитекторами А. Коробельниковым, А. Кузьминым и С. Кучановым. Её размеры: длина 115 метров (диаметр 37 метров), ширина 15 метров. Реставрация полотна производилась под руководством П. Корина. В основу сюжета был положен самый напряженный момент Бородинского сражения – штурм наполеоновскими войсками 26 августа села Семёновское. Художник запечатлел переправу русских гренадеров через Семёновский ручей, штыковой бой на Багратионовых флешах, атаку наполеоновских гвардейцев и конницы на батарею Раевского, кавалерийский бой во ржи, маневр казаков Платова и конницы Уварова. Там же находятся "Кутузовская изба" – изба Андрея Фролова, в которой 1 сентября 1812 года происходил военный совет в Филях фельдмаршала М.И. Кутузова и на котором был принят план дальнейших военных действий. В ансамбль входит конный памятник М.И. Кутузову (скульптор Н. Томский, 1973 год). 3десь же сейчас расположена и Триумфальная арка (архитектор О. Бове, 1826 год). Перенесена в 1962 году.

В нашем городе в Художественном музее на Софиевской, 5 можно увидеть картину Ф.А. Рубо "Раненый "(1898 год), созданную во время работы над первой панорамой.

В 1885 году в столице Австрии Вене появилось Общество панорамистов. Эти художники предложили делать панорамы "стандартными" – одинаковыми по диаметру и по высоте. Это означало, что можно было меняться панорамами между городами – строить новое помещение для показа панорамы не нужно.

Такое здание было построено и в нашем городе в 1903 году на улице Екатерининской, 27. Оно было в модном тогда стиле "модерн", Его построил военный инженер В.А. Римский-Корсаков. В том же году, 9 августа, там демонстрировалась панорама работы австрийского художника Бруно Пигельгейма "Голгофа" – кстати, руководителя упоминавшегося общества. Наш земляк писатель Валентин Катаев (1897-1986 годы), в те годы гимназист, посетил её и позже описал свои впечатления от обозрения панорамы.

"...Полукругом раскинулась... черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте – неподвижный, бездыханный мир, написанный на полотне, населенный ...как бы живыми трехмерными фигурами евангельских и библейских персонажей в розовых и кубовых хитонах, на оспах и верблюдах и пешком, и надо всем этим царила гора Голгофа с тремя крестами, высоко воздвигнутыми на фоне грозового неба с неподвижными зигзагами молний. Распятый богочеловек и два разбойника, распятые вместе с ним – один одесную, другой – ошуюю (по правую и левую руки. В.К.), – как бы висели с раскинутыми руками над небольшой живописной группой римских воинов в медных шлемах, украшенных красными щётками.

Из пронзённого бока Христа неподвижно бежал ручеек крови. Голова в терновом венке склонилась на костлявое плечо. Римский воин в панцире протягивал на камышовой трости к запекшимся устам Спасителя губку, смоченную желчью и уксусом. Живот распятого был втянут под выступавшими ребрами грудной клетки, и чресла стыдливо прикрыты повязкой. Надвигающаяся пылевая буря деформировала неподвижно раздувающиеся одежды евангельских персонажей..."

В. Катаев. "Уже написан Вертер".

Через год панорама "Голгофа" была демонтирована и увезена из Одессы. Её сменила панорама Я. Стика "Цирк Нерона". Она начала демонстрироваться 22 июля 1904 года. Её до того показывали на Парижской выставке 1900 года.

В 1907 году выставлялась панорама В. Коссака "Наполеон возле пирамид. В здании устроили "скейтинг-ринг" (площадку для катания на роликовых коньках). Тогда же в нём заработал один из самых больших в городе иллюзионов-синематографов с названием "Художественный". В советское время он назывался кинотеатром им. Фрунзе.

В. КОРОБ.

На фото: фрагмент панорамы Ф. РУБО "Оборона Севастополя".