Номер 49 (794), 16.12.2005
Панорама (от греческого pan всё, весь... и греческого horama-вид) вид искусства: живописная картина, охватывающая весь круг горизонта. Она совмещается с объёмными макетами переднего "предметного" плана (макет земли, сооружений, фигур и т.п.). Панорама располагается в круглом зале с центральной обзорной площадкой и создаёт иллюзию реального окружающего пространства.
Вот некоторые особенности панорам: 1.Верхний свет. 2.Весь живописный план помещается на одном холсте с одним вертикальным швом, превращающим плоскость в цилиндр. На всём свете, наверное, есть 1-2 ткацких станка, которые могут выработать такой холст. 3. Цилиндр подвешивается за верхнюю кромку, и ткань свободно свисает вниз. Представив вес живописного плана, можно понять сложность его крепления. 4.Между живописным планом и предметным делается зазор в несколько сантиметров, не видный зрителю. 5. Зритель помещается на обзорной площадке в центре панорамы.
Считается, что первая панорама была выполнена ирландским живописцем Р. Баркером в 1787-88 годах. В XIX веке во многих странах распространилось искусство батальных панорам. В нашей стране популярны батальные панорамы "Оборона Севастополя" и "Бородинская битва" работы Ф.А. Рубо. Первым советским баталистом, создавшим панораму "Оборона Царицына" (1933 год), был Митрофан Борисович Греков. Он учился в Одесском художественном училище (1898-1903 годы) и в Петербургской академии художеств (1903-1911 годы) у И.Е. Репина и Ф.А. Рубо.
Франц Алексеевич Рубо родился в 1856 году в нашем городе, жил в Одессе и скончался в 1928 году в Мюнхене. Русский живописец-баталист. Учился в Мюнхене. Академик с 1908 года, действительный член Петербургской академии художеств. Создатель трёх панорам: "Штурм аула Ахульго"(1896), "Оборона Севастополя"(1902-1904) и "Бородино"(1911). Все эти панорамы писались в Мюнхене. Работа в чужом городе была объяснима наличием в нём помещения, в котором можно было разместить живописный план, и стремянок, с которых художник пишет этот план.
Первая его панорама была открыта в Храме Славы Военно-историческом музее в Тифлисе. Она показывала битву 22 августа 1839 года. На панораме показан аул Ахульго, окружённый неприступными скалами, обрывающимися к реке Ашильте, он был превращён войсками Шамиля в сильное укрепление. В аул можно было проникнуть только через единственный шаткий деревянный мост, под которым клокотала и билась река Аварская Койсу. Это место обороняла высокая Сурхаева башня. И именно здесь разгорелась жестокая битва.
Эта панорама выставлялась в Мюнхене, Париже и Нижнем Новгороде. За эту работу Баварская академия художеств присвоила Ф.А. Рубо звание профессора живописи.
Во время революции по приказу кавказских националистов эта панорама была свёрнута на вал и вывезена из Тифлиса. Сейчас она хранится в Государственном художественном музее Махачкалы среди запасников и, очевидно, не скоро будет показываться.
Вторая панорама была открыта в Севастополе, в специально построенном здании, в 1905 году. Она изображает самый яркий эпизод сражения за город отражение защитниками Севастополя штурма англо-французских войск 6 июня 1855 года. Зритель, который как бы стоит на вершине Малахова кургана, в центре боя, видит небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, вражеские колонны, штурмующие бастионы, и русских воинов, мужественно отражающих натиск иноземных захватчиков. Во время Великой Отечественной войны она оставалась в осаждённом Севастополе в 1941-1942 годах, здание было сильно повреждено, полотно частично сгорело. Сохранившиеся куски полотна вывезли из города. После войны и здание, и панорама были восстановлены сначала под руководством В. Яковлева, а после его смерти восстановлением руководил П. Соколов-Скаля. Открыты в 1954 году.
В1976 году на Одесской киностудии был снят фильм "Следую своим курсом". В нём есть эпизод, в котором рассказывается, как во время обороны Севастополя в дни Великой Отечественной войны моряки-черноморцы спасали горящую севастопольскую панораму.
Третья панорама была написана в 1911 году, а с 1912 года по 1918 год демонстрировалась в деревянной временной постройке на Патриарших прудах. Сейчас она размещается в специальном здании на Кутузовском проспекте, построенном к 150-летию Бородинского сражения архитекторами А. Коробельниковым, А. Кузьминым и С. Кучановым. Её размеры: длина 115 метров (диаметр 37 метров), ширина 15 метров. Реставрация полотна производилась под руководством П. Корина. В основу сюжета был положен самый напряженный момент Бородинского сражения штурм наполеоновскими войсками 26 августа села Семёновское. Художник запечатлел переправу русских гренадеров через Семёновский ручей, штыковой бой на Багратионовых флешах, атаку наполеоновских гвардейцев и конницы на батарею Раевского, кавалерийский бой во ржи, маневр казаков Платова и конницы Уварова. Там же находятся "Кутузовская изба" изба Андрея Фролова, в которой 1 сентября 1812 года происходил военный совет в Филях фельдмаршала М.И. Кутузова и на котором был принят план дальнейших военных действий. В ансамбль входит конный памятник М.И. Кутузову (скульптор Н. Томский, 1973 год). 3десь же сейчас расположена и Триумфальная арка (архитектор О. Бове, 1826 год). Перенесена в 1962 году.
В нашем городе в Художественном музее на Софиевской, 5 можно увидеть картину Ф.А. Рубо "Раненый "(1898 год), созданную во время работы над первой панорамой.
В 1885 году в столице Австрии Вене появилось Общество панорамистов. Эти художники предложили делать панорамы "стандартными" одинаковыми по диаметру и по высоте. Это означало, что можно было меняться панорамами между городами строить новое помещение для показа панорамы не нужно.
Такое здание было построено и в нашем городе в 1903 году на улице Екатерининской, 27. Оно было в модном тогда стиле "модерн", Его построил военный инженер В.А. Римский-Корсаков. В том же году, 9 августа, там демонстрировалась панорама работы австрийского художника Бруно Пигельгейма "Голгофа" кстати, руководителя упоминавшегося общества. Наш земляк писатель Валентин Катаев (1897-1986 годы), в те годы гимназист, посетил её и позже описал свои впечатления от обозрения панорамы.
"...Полукругом раскинулась... черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте неподвижный, бездыханный мир, написанный на полотне, населенный ...как бы живыми трехмерными фигурами евангельских и библейских персонажей в розовых и кубовых хитонах, на оспах и верблюдах и пешком, и надо всем этим царила гора Голгофа с тремя крестами, высоко воздвигнутыми на фоне грозового неба с неподвижными зигзагами молний. Распятый богочеловек и два разбойника, распятые вместе с ним один одесную, другой ошуюю (по правую и левую руки. В.К.), как бы висели с раскинутыми руками над небольшой живописной группой римских воинов в медных шлемах, украшенных красными щётками.
Из пронзённого бока Христа неподвижно бежал ручеек крови. Голова в терновом венке склонилась на костлявое плечо. Римский воин в панцире протягивал на камышовой трости к запекшимся устам Спасителя губку, смоченную желчью и уксусом. Живот распятого был втянут под выступавшими ребрами грудной клетки, и чресла стыдливо прикрыты повязкой. Надвигающаяся пылевая буря деформировала неподвижно раздувающиеся одежды евангельских персонажей..."
В. Катаев. "Уже написан Вертер".
Через год панорама "Голгофа" была демонтирована и увезена из Одессы. Её сменила панорама Я. Стика "Цирк Нерона". Она начала демонстрироваться 22 июля 1904 года. Её до того показывали на Парижской выставке 1900 года.
В 1907 году выставлялась панорама В. Коссака "Наполеон возле пирамид. В здании устроили "скейтинг-ринг" (площадку для катания на роликовых коньках). Тогда же в нём заработал один из самых больших в городе иллюзионов-синематографов с названием "Художественный". В советское время он назывался кинотеатром им. Фрунзе.
В. КОРОБ.
На фото: фрагмент панорамы Ф. РУБО "Оборона Севастополя".