Номер 33 (1426), 21.09.2018
Юлий ШАРАБАРОВ
Анализ наследия Петра Сокальского говорит о заветном его желании стать именно украинским национальным композитором.
С учетом этого вывода музыкальная общественность считает, что необходимо немедленно восстанавливать историческую справедливость и сполна отдать должное этому удивительно разносторонне одаренному ученому, общественному деятелю, композитору, фольклористу, теоретику музыки, музыкальному критику, журналисту-беллетристу.
Одно и то же воспоминание преследовало композитора Петра Сокальского всю его жизнь. Бабушка садится за рояль, ставит на пюпитр клавир "Кармен" или "Аиды" - в доме было много толстых нотных книг, - за спинкой её стула появляется дед, профессиональный музыкант и дирижер, и, приложив одну руку к сердцу, другую отведя в сторону, готовится запеть.
Петя с нетерпением ждал того момента, когда домочадцы вдоволь напоются и за рояль сядет он сам. Постоянное желание пробежаться пальцами по черно-белым клавишам не покидало композитора всю жизнь. Звуки рояля стали камертоном поисков и открытий на его жизненном пути.
Музыка вошла в жизнь Сокальского в самом что ни на есть юном возрасте. С детства Петр играл на многих музыкальных инструментах, в частности на фортепиано, флейте, виолончели, участвовал в домашнем ансамбле, в оркестре молодых любителей музыки. С пяти лет предпринимал попытки заняться музыкальным сочинительством.
В год его рождения в Харькове случилась холера и земля дрожала, вызвав у горожан смятение чувств. Стихия прозрачно намекнула, что жизнь новорожденного будет бурной и наполненной энергией невероятной силы.
Как вспоминали его друзья, Сам Сокальский никак не соединял постигшее харьковчан бедствие с моментом собственного появления на свет, но от года к году не раз подозревал, что природа разбушевалась неспроста. Буквально с первых шагов самостоятельной жизни Петр ощутил в душе напряженную полифонию особого порыва.
Судьба щедро наделила его жизненный путь зигзагами. Анализ биографии композитора поражает мощным, почти оркестровым звучанием всех его дел и начинаний, широким полем деятельности порой в совершенно несовместимых направлениях, да и плодовитость Сокальского была поистине беспримерной.
Композитор П. П. Сокальский |
Брат Петра Сокальского Николай, редактировавший "Одесский вестник" в 1859-1871 гг |
Такая "раздвоенность" оказалась типичной для той эпохи. Диплом кандидата физико-математического факультета после окончания Киевского университета получил и композитор Николай Лысенко. Но, решив овладеть тайнами музыкальной гармонии, едет в Лейпцигскую консерваторию учиться у ведущих немецких музыкантов.
Михаил Калачевский известен в истории украинской музыки как один из первых авторов симфонии, которая так и называется "Украинская". Произведение основано на народных лирических и шуточных песнях. Как и для многих его коллег, музыка не стала для Калачевского основной сферой деятельности. Жизненный успех принесла ему адвокатура, хотя композитор-юрист, как и великий Лысенко, окончил Лейпцигскую консерваторию.
Брат Сокальского Николай, физик-математик - стал публицистом, а другой, филолог Иван - экономистом. Подобному "шараханию" можно найти простое объяснение - добротное образование, широкая эрудиция давали возможность людям той поры свободно менять жизненные ориентиры. Аргументом может служить и расхожее "талантливый человек талантлив во всем", а в случае с композиторами то, что музыкальная гармония не менее точная наука, чем алгебра и тригонометрия.
Музыка и химия - не единственные увлечения Петра Сокальского. Деятельный человек, он нашёл себя и в журналистике. В Одессе, где жили старшие братья, и где поселился и Сокальский, он плодотворно сотрудничал в газете "Одесский вестник", издаваемой братом Николаем, писал редакционные статьи и даже фельетоны. Материалы Сокальского из номера в номер занимали на полосах заметное место - по объемам, по броским полемическим заголовкам, по насыщенности информацией. Петр Петрович публиковался часто, практически не допуская творческих пауз, писал в "Московских" и "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Голосе", помещал статьи по литературе и искусству в "Отечественных записках", "Русской Мысли".
Со страниц "Одесского вестника" прозвучала идея создания в Одессе консерватории, витавшая многие годы в кругах городской интеллигенции и представителей искусства, причем, не в виде призыва, а всесторонне обоснованная в статье "Об учреждении в Одессе консерватории музыки и пения" некоего С. Рогали, изложившего свой план получения средств для нужд музыкального вуза.
Взносы членов филармонического общества решали дело. Доход от концертов и благотворительных спектаклей театральных трупп, работающих в Одессе, мог бы существенно подкрепить идею. На голом месте, с нуля возникновение таких специфических вузов, как консерватории, категорически невозможно. Фундамент для высшей школы музыки и пения и заложил Петр Петрович Сокальский.
В журналистской работе ему пригодилось и блестящее владение европейскими языками и умение разбираться в международной политике, что позволило новому сотруднику "Одесского вестника" возглавить ещё и иностранный отдел редакции. В ведении Сокальского по поручению брата-редактора оказалась и зарубежная подборка газеты, впоследствии поражавшая читателей своей обстоятельной аналитикой.
Двери в большую науку для начинающего ученого в начале его жизни были распахнуты настежь. Служебная перспектива совершенно прозрачна - место адъюнкта по химии обеспечено и ничто не помешает стать профессором Харьковского университета. Но, как это часто бывает в молодости, Сокальский страстно влюбляется в преподавательницу французского Аннет Мейер. Девушка с независимым характером и самостоятельным взглядом на жизнь стала властительницей его сердца и увезла Сокальского в столицу, зная, что он горит желанием отправиться в Петербург.
Увы! Места в столице Сокальскому не нашлось, и обстоятельства вынуждают его устроиться репетитором-гувернером к богатому помещику в Тверскую губернию. С положительными отзывами в должности секретаря генерального консульства и воспитателя детей его главы Сокальский отбывает в Нью-Йорк, в Америку на родину кумира своего отрочества великого Бенджамина Франклина, ставшего для юного Сокальского примером в составлении строгой программы самовоспитания.
Для достижения весомых результатов в жизни Франклин наметил тринадцать добродетелей, подчиненных одной реальной цели - совершать как можно меньше ошибок. В Нью-Йорке Сокальский с удивлением обнаружил, что принципы отца-основателя переросли в прагматизм, предприимчивость и оптимизм американцев, о чем начинающий беллетрист и поведал читателям в пространном очерке "Впечатления русского в Америке" в столичном "Русском слове".
Дипломатическая служба Петра Сокальского ознаменована началом кропотливой работы начинающего композитора над первой оперой "Мария" ("Мазепа"). Выбор Петром Сокальским темы для своего музыкального детища свидетельствует о подлинном интересе к историческому прошлому украинского народа. Основу либретто, созданного самим композитором, составила поэма А. Пушкина "Полтава". Сокальский заканчивал свою "Марию" уже в Одессе.
Непреложный факт - дав сценическую жизнь персонажам гоголевской "Майской ночи", а позже Мазепе и Тарасу Бульбе, композитор Сокальский первым из современных ему музыкальных деятелей открыл дорогу украинской ментальности в оперном искусстве и сыграл исключительную роль в становлении украинского оперного искусства.
Второй факт - имя его не на слуху у широкой публики и виной тому то, что Сокальский не до конца вписался в рамки идеологических положений империи. Случилось также и то, что часто постигает людей деятельных, но лишенных навыков самовозвеличивания.
Создатель первых национальных историко-героических опер всегда умудрялся оставаться "за рамками". Действительно, Сокальский никогда не ставил признание собственных заслуг обществом целью своей многогранной деятельности.
Среди его современников случались и искусные постановщики собственного имиджа и явные или прикрытые маской лицемерия гонители его музыкальных идей в профессиональной музыке, толкователи его творчества в нужном направлении. Сокальский до недавних пор имел известность не как один из отцов самобытной украинской оперы, а как автор монументального труда "Русская народная музыка".
Композитор исследовал и белорусскую музыкальную фольклористику, как бы намекая на общую ветвь музыкального развития трех народов, на схожесть в многообразии, при этом оставаясь последовательным приверженцем украинской культуры.
На музыкальной ниве Петр Сокальский трудился самозабвенно, оставив после себя свыше сорока романсов на стихи украинских поэтов, кантат и фантазий и три полноценные по творческому наполнению оперы.
Обложка партитуры оперы Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем" |
|
Секрет благосклонности петербургской цензуры к сюжету оперы Гулака-Артемовского прост. Смысл оперы не в причинах трагических по сути событий, разрушивших козацкую вольницу, а в жгучем желании запорожцев вернуться на родину, сгоряча покинутую ими после разгона Потемкиным козацкой республики.
Лейтмотив раскаяния, сожаления, тяжких раздумий о содеянном проходит через всю оперу. Кроме того, сыграла свою роль и протекция композитора Глинки, открывшего талант Гулака-Артемовского в одной из киевских бурс. Да и образ бесшабашного козака-подкаблучника Карася как бы намекает, что козаки - импульсивны и в запале чужды рассудительности и в серьезных жизненных ситуациях выглядят почти комично.
В год постановки "Запорожца" вспыхивает польское восстание и петербургских чиновников, напуганных сепаратизмом, охватывает паника. В нужный момент выясняется, что музыка козацкой оперы "позаимствована" из моцартовского "Похищения из сераля". Автор добавил в сочинение гениального австрийца несколько народных мелодий и чуть-чуть переработал отдельные места. На постановку оперы тут же наложили запрет.
Сокальскому так и не удалось довести до конца оркестровку своего первенца - "Марии". Опера не получила сценического воплощения, но хоровые эпизоды ее ценны тем, что стали прообразом массовых сцен, отображавших как великие исторические события, так и народные гуляния, захватывающие воображение зрителей своим искрометным весельем и размахом. Сокальский, понимая, что в этих массовках - характер народа, доведет эту творческую находку до совершенства.
В более поздних оперных произведениях композитора украинский быт и песня предстанут перед публикой во всей красе. Козацкие сходы, свадьбы и сельские забавы молодежи, праздничные хоры - в операх композитора жизнь простых украинцев бьет неуемным ключом.
(Окончание следует.)