Номер 32 (1472), 29.08.2019
"Тихий Дон" и Одесса... Какая, казалось бы, связь между знаменитым романом Михаила Шолохова и нашим городом у Черного моря?
Между тем, связь обнаружена, пусть и не прямая. Оказывается, один из важных эпизодов киноэпопеи Сергея Герасимова снимался в середине 1950-х под Одессой, на том месте, где ныне располагается Черноморск (экс-Ильичевск). Об этом, доселе практически неизвестном эпизоде, рассказал Вячеслав Родионов в книге "Громкое дело "Тихого Дона".
"Для того, чтобы правдиво отобразить трагический эпизод массовой эвакуации потерпевших поражение белых и казачьих частей из Новороссийска... встала проблема, где снимать. Новороссийский порт, расположенный в Цемесской бухте и зажатый городом, плохо подходил для организации такого масштаба съемок. Читатель вправе удивиться: как так, ведь в Гражданскую через Новороссийск эвакуировались десятки тысяч человек, а съемочная группа не могла там сконцентрировать значительно меньшее число людей? Ответ и сложен, и прост. Дело в том, что в Гражданскую эвакуация шла не один день, а закрыть интенсивно работающий порт даже на полдня власти не соглашались по причине того, что расчистить причалы от кранов, скопления грузов и переоборудовать там все под задачи фильма было практически невозможно. К тому же на рейде должны были стоять военные корабли, которых в гражданском порту Новороссийска тогда не было. Их следовало пригнать из Балаклавы или Севастополя. То есть из Крыма. А еще командование СКВО в Ростове, в чью юрисдикцию входил и гарнизон Новороссийска, солдат давать не собиралось, округом по-прежнему командовал маршал Еременко, который категорически отказывался выделять солдат на съемки фильма, как это было во время батальных сцен в Каменске и окрестностях Диченского.
Тогда руководством студии и картины было принято решение прозондировать возможности съемок эвакуации белых из Новороссийска в одном из одесских портов. Либо в самой Одессе, либо в порту Инфлота, основанном недалеко от Одессы в 1934 году...
Когда постановщики картины В. Рапопорт, Б. Дуленков, А. Кушлянский и консультант генерал-лейтенант Н. Осликовский съездили в Одессу, то, осмотревшись, нашли удобным причал Инфлота, где иностранные корабли швартовались, загружались и разгружались - миллионы тонн грузов.
Переговоры с Одесским областным руководством прошли удачно, и решение было принято. К тому же командующий Одесским округом, друг Н. Осликовского, обещал и потом действительно дал три тысячи солдат для использования в массовых сценах.
Как всегда, выбрали место там, где нельзя было снимать кино. Уломали руководство порта Инфлота, которое разрешило съемки на половину дня - с 10 утра до 13 часов дня.
За ночь должны были расчистить весь порт. Работавшие там биндюжники запросили за это дело двадцать тысяч рублей, большие по тем временам деньги. Их было десять человек - стало быть, по две тысячи рублей. Все оформили официально, договор заключили и выдали им эти деньги.
Ситуацию из прошлого комментирует А. Кушлянский:
"Картину сняли, и я уже работал на другом фильме, как вдруг началась проверка КРУ. На студии вывесили объявление с просьбой сообщать о финансовых нарушениях по "Тихому Дону". Нашлись "доброжелатели, которые написали, что мы переплатили в Одессе деньги. Но слава богу, что в народном контроле был бывший секретарь Каменского обкома КПСС, который знал обо всех наших делах. Когда меня вызвали туда и я пришел, он спрашивает меня:
- Ты-то тут что делаешь, Аркадий Лазаревич?
- Да вот написали, что в Одессе переплатили биндюжникам.
Тогда он вызывает сотрудника, отвечавшего за эту проверку, и спрашивает:
- В чем дело? Какие претензии к Кушлянскому?
- Так нам со студии написали. Мы обязаны...
- Вы были там на съемках? Я знаю, что эти люди за одну ночь расчистили и подготовили порт для съемок и не сорвали ее. Не такие деньги надо было платить. Идите и прекратите дело.
Если бы не бывший каменский секретарь обкома, еще и посадить грозились".
Кроме этой труднейшей задачи, в Одессе набиралась массовка, которую автобусами подвозили к месту съемок, солдат подняли по тревоге и привезли туда же. Всю ночь шла работа. С. Герасимов репетировал с актерами, а В. Дорман и Г. Оганесян и ассистенты режиссеров готовили к съемке массовку по ее расположению и движению в ходе съемок. Параллельно велось костюмирование массовки и расстановка декораций. Можно сказать, что все делалось шаг в шаг. Как только биндюжники освобождали часть пространства причала, туда сразу же направлялись обмундированные в казачью форму солдаты Советской армии, часть дообмундированных в солдат белой армии. Всем добавляли царского образца погоны, выдавали папахи и оружие. Костюмеры одевали массовку в гражданское, мужчин и женщин. Гримеры работали с актерами первого и второго планов.
Вместе с морскими офицерами, откомандированными командованием Черноморского флота в распоряжение постановщиков фильма, в акватории порта разводились иностранные суда и устанавливались в кадре советские корабли, изображавшие английский крейсер и французский эсминец. У пирса пришвартовали пассажирское судно, на которое и должна была осуществляться посадка эвакуируемых.
Всю ночь трудились. К пяти часам утра все было готово: съемочная группа, оборудовавшая место расположения камеры, ДИГов, "тонвагена" и "лихтвагена", актеров и массовки.
Но возникла сложность прохода такой массы людей в порт - не пускали. Тогда пришлось нанять людей из ВОХРа порта, назначить их старшими групп по сто человек. И таким образом решили искусственно созданную самими же вохровцами проблему. Люди попали на территорию порта. Была проблема, как солдат накормить. Но и это решили - полевые кухни развернули за территорией порта, и туда вохровцы водили людей на обед.
А вот для массовки А. Кушлянский заказал испечь и купил 500 пирожков с мясом. Стоимость одного пирожка была пятьдесят копеек. С трудом удалось продать только 300, остальные 200 он потом доедал целую неделю вместе со своим другом Вадимом Корнильевым, фотографом студии. Торговля пирожками плохо шла потому, что люди приносили с собой еду - как правило, сало с луком и хлебом. Традиционная украинская закуска. И выпивали, конечно, но не так, чтобы очень.
И вот все готово. Рапопорт впился в видоискатель кинокамеры, горят ДИГи, Герасимов делает глубокий вдох и командует:
- Мотор!
- Есть мотор, - отвечает Рапопорт.
В кадре появляется ассистентка режиссера с хлопушкой и называет номер кадра и номер дубля. В абсолютной тишине слышен щелчок хлопушки. И тут же раздается команда В. Дормана массовке:
- Начали!
Вся масса людей приходит в движение. Камера, установленная на операторском кране, благодаря четкости ассистента оператора Мусатова, скользит по точно обозначенному маршруту, давая возможность снять общие, средние планы, да и крупные тоже.
Ноябрь месяц, море холодное, но находятся смельчаки, согласившиеся падать с пароходного борта в воду. "Беженцы" штурмуют корабль, вот падает один, другой... Камера наезжает на Григория Мелехова и Прохора Зыкова: им не сесть на корабль, и они уходят.
Съемка закончена точно в назначенное время, вернее, раньше, ибо предстоит так же быстро вывести всю технику и людей за пределы порта, а в нем биндюжники должны вернуть на место все, что там стояло.
Всего на съемках было задействовано шесть тысяч человек: четыре в массовке, две охраняли подходы к порту и имущество съемочной группы.
Вот так и был снят Новороссийск в будущем порту Ильичевск".
Публикацию подготовил
Гелий АЛЕКСАНДРОВ.