Номер 28 (1560), 23.09.2021
Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) в этом году был самым скромным из всех предшествующих. Общая мировая ситуация сказалась и на отечественных финансовых возможностях. Тем не менее в рамках фестиваля, помимо показа фильмов, прошло несколько интересных событий, с которыми мы и знакомим тех, кому не довелось побывать на этом форуме. Начало см. "Порто-франко" от 2, 9 и 16 сентября с. г.
ГЛАВНЫЕ ВСТРЕЧИ
Среди многих творческих встреч ОМКФ две вызвали особый интерес.
Британский режиссер Терри Гиллиам — автор известных фильмов "12 обезьян", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" и других. В его картинах, по признанию мастера, обычно сочетаются трагедия и комедия.
"Если бы я снимал свой новый фильм в Украине, — отметил Гиллиам, — то считал бы, что это идеальное место на Земле, где неожиданно сочетаются комедия с трагедией".
Вместе с тем режиссер признался, что у него нет "любимчиков" среди снятых им лент, так же, как нет таковых среди его детей. В любой конкретный период самый любимый его фильм — тот, который он снимает сейчас или созданный недавно.
"Я никогда не "делал карьеру", — подчеркнул режиссер. — Я отыскивал такую работу, которая бы приносила мне удовольствие и какие-то деньги, кроме этого, я создавал кино. Поиски средств для кино — это когда ты морочишь голову своему продюсеру, убеждая его в том, что твое кино стоит больших усилий, чтобы найти других дураков, которые будут давать средства на воплощение этого проекта".
Отвечая на вопрос о работе в Голливуде, Терри Гиллиам заявил, что "Голливуд — это место, где много денег. Это является причиной контроля всего, что творится на студиях Голливуда. Но я не люблю какой-либо контроль над своим творчеством".
Говоря о работе с актерами, режиссер сказал, что он ищет таких, которые поймут его "очень тщательно, очень быстро, очень глубоко. Им не надо много говорить, они будут так импровизировать, чувствуя, как улучшить все то, что уже существует. Ведь самое главное в игре в кино находится внутри слова "игра". Актеры должны быть как дети, не относиться серьезно к тому, что происходит вокруг. Поэтому трагедии в моем кино имеют оттенок комедий".
Оказалось, что Гиллиам побывал на нашей "Староконке" и больше всего его удивили котята, которых продают. "У меня возник вопрос, что делают одесситы, когда покупают этих котов? Может, съедают их? Потому что этих кошек очень, очень много!"
В отличие от Гиллиама украинский режиссер и сценарист Олег Сенцов был настроен серьезно. Свой фильм "Номера" он снимал, находясь в заключении в российской колонии. (Вторым режиссером этой ленты выступил Ахтем Сеитаблаев". Новый фильм Сенцова "Носорог" был представлен на ОМКФ вне конкурса, а также отобран в конкурсную программу "Горизонты" 78-го Венецианского кинофестиваля.
"Я всегда тянулся к творчеству, хорошо писал сочинения в школе, издал сборник рассказов. Потом начал думать о кино, мне начали приходить разные интересные образы, я втянулся в это. И однажды я понял, что ничем, кроме кино, я не хочу заниматься", — признался Сенцов.
В работе с актерами он, опять-таки в отличие своего английского коллеги, всегда четко знает, чего хочет, и пока этого не достигнет, не говорит "Стоп". Поэтому при съемках у него может быть и 47 дублей.
"Фестиваль — это первый шаг, это важный старт на пути фильма к своему зрителю. Любой режиссер хочет, чтобы его кино смотрели и оно нравилось. Мои все предыдущие фильмы — драмы. Мои нынешние и будущие фильмы — тоже драмы. Драма — это наша жизнь. Но в жизни, кроме этого, должен быть и юмор. И в хорошем кино, даже если это серьезная драма, должно быть место для юмора.
Творчество — это отражение внутреннего мира. Надо очень сильно внутренне развиваться, и тогда это будет отображаться в творчестве. Потому нельзя воровать чужие идеи, использовать их в своих фильмах.
Олег Сенцов заявил, что учится каждый день: когда смотрит кино, когда анализирует свои фильмы, когда пишет сценарии.
"Я постоянно думаю о кино", — рефрен жизни Олега Сенцова.
ПРИЗЫ, НАГРАДЫ, ЦИФРЫ, ИМЕНА
12-й Одесский международный кинофестиваль был приурочен к 30-летию независимости Украины с акцентом на национальное кино. Единственной конкурсной программой фестиваля стал Национальный Конкурс (полный и короткий метр), победители которого получили награды за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшие актерские работы и главный приз ОМКФ — Гран-при.
Всего на участие в Национальной программе 12-го ОМКФ претендовали более 250 фильмов, из которых более 60 — полнометражные. За победу в конкурсе соревновались шесть полнометражных фильмов и восемь короткометражных работ. Всего в конкурсных и внеконкурсных программах фестиваля было показано 65 фильмов.
В этом году впервые в истории Одесского международного кинофестиваля торжественная церемония награждения лауреатов состоялась на Потемкинской лестнице. А после состоялся традиционный open air-перформанс — показ фильма-закрытия 12-го ОМКФ — "Малыш" Чарли Чаплина. Демонстрацию ленты, которой в этом году исполнилось 100 лет, сопровождал симфонический оркестр.
"Уже 12 лет у нас есть традиция — собираться в прямом эфире на Потемкинской лестнице и смотреть хорошее кино. Даже в прошлом году, когда Одесский кинофестиваль проходил онлайн, эту традицию мы не пропустили и смотрели здесь кино. Сейчас мы празднуем 30-летие Независимости Украины, и нам было очень важно показать вам, насколько сильной стала украинская киноиндустрия, насколько качественное украинское кино — мы можем посмотреть сейчас", — отметила исполнительный директор ОМКФ Анна Мачух.
В рамках 12-го ОМКФ в секции "Специальные показы" зрителям показали ленту Срджана Драгоевича "Небеса", сборник короткого метра из Ирана, Чили, Китая, Таиланда и США о жизни во время пандемии Covid-19 "Год бесконечной бури", фильм Азазела Джейкобса "Незаметное исчезновение", а также ленту Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу", показ которой был приурочен к юбилею со дня рождения Богдана Ступки.
Во время ОМКФ была представлена ретроспектива лучших украинских фильмов, произведенных за 30 лет Независимости. В программе "Независимые", созданной совместно с Довженко-центром, были представлены такие полнометражные ленты: "Приятель покойника" Вячеслава Криштофовича, "Племя" Мирослава Слабошпицкого, "Земля голубая, будто апельсин" Ирины Цилык, "Счастье мое" Сергея Лозницы, "Кислородный голод" Андрея Дончика, "Шамара" Натальи Андрейченко, "Атлантида" Валентина Васяновича. Также в рамках этой программы была показана подборка из семи короткометражных фильмов.
Во время 12-го ОМКФ зрители посмотрели пять фильмов знаменитого польского режиссера Кеслёвского, которому в этом году исполнилось бы 80 лет.
Специальными гостями 12-го ОМКФ стали двукратный номинант на "Золотой глобус" и премию BAFTA Даниэль Брюль и кинопродюсер Мальте Грунерт. Вместе они представили свой новый совместный фильм "Плохой сосед" и открыли своим мастер-классом Летнюю киношколу. Кроме того, гостем фестиваля стал знаменитый британский режиссер Терри Гиллиам, ретроспектива фильмов которого была показана в рамках специальной программы. На церемонии закрытия режиссеру вручили почетную награду "Золотой Дюк" за вклад в киноискусство. Еще одну почетную награду получил режиссер анимационного кино и учитель нескольких поколений украинских аниматоров Евгений Сивоконь.
"Этот фестиваль был 12-м, но стал первым ОМКФ, в котором главной конкурсной программой стал Национальный конкурс. Мы показали 65 фильмов, собрали ожидаемые украинские и международные премьеры. Мы оставили неизменные атрибуты нашего фестиваля — международные программы "Фестиваль фестивалей" и "Гала Премьеры", в рамках которых показали картины, победившие или участвовавшие в Каннском, Берлинском, Венецианском и других топ-кинофестивалях мира. Фестиваль посетили более 300 журналистов. У нас работала команда из 200 волонтеров", — отметила президентка Одесского международного кинофестиваля Виктория Тигипко.
Параллельно с показами фильмов прошла традиционная профессиональная секция Film Industry Office. Во время нее произошел Питчинг украинских кинопроектов. Победителем питчинга стал проект фильма "Вера" режиссера Марины Степанской. Он получил награду в 60 тыс. грн. Фильм "Вакуум" Елизаветы Смит получил 30 тыс. грн. 25 тыс. грн получили "Демоны" Натальи Ворожбит, а специальную награду жюри получил проект фильма "Дом" Ор Синая. В программе Work in Progress победителем стал фильм "Террикон" Тараса Томенко, получивший 60 тыс. грн. Лента Максима Наконечного "Спас" получила 25 тыс. грн от oll.tv, а специальной награды удостоился фильм Дмитрия Грешко "Скорая на периферии (Между небом и горами)".
Лауреатом главной награды 12-го ОМКФ — Гран-при, — которая вручается по итогам зрительского голосования, стала лента Екатерины Горностай "Стоп-Земля". Она же стала обладателем "Дюка" в номинации "Лучший полнометражный фильм". Награду за лучшую актерскую работу вручили ансамблю актеров-подростков также из этой картины.
Лучшим украинским короткометражным фильмом признана лента Ольги Журбы "Папины кроссовки". Статуэткой за "Лучшую режиссерскую работу" наградили Никона Романченко за ленту "Leopolis Night".
Специальный диплом жюри получил фильм "Соперник" режиссера Маркуса Ленца. Дипломами ФИПРЕССИ были награждены: полнометражный фильм "С завязанными глазами" (реж. Тарас Дронь) и короткометражный "Папины кроссовки".
Кроме того, в рамках 12-го ОМКФ состоялся трехдневный Летний Кинорынок для представителей дистрибьюторских компаний и кинотеатров, работающих на территории Украины, а также киностудий и других компаний, предоставляющих услуги в области киноиндустрии. А для будущих профессионалов в течение восьми дней фестиваля работала "Летняя Киношкола", в рамках которой было проведено 13 мастер-классов, панельных дискуссий и творческих встреч с известными кинематографистами, актерами, режиссерами и другими звездами кино.13-й Одесский международный кинофестиваль состоится летом 2022 года.
Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ.