Номер 26 (1221), 11.07.2014

"НЕМЫЕ НОЧИ" - С БОЛЬШИМ ВКУСОМ И МАСТЕРСТВОМ

Хорошая погода на сей раз не помешала любителям старинных фильмов смотреть их на открытом воздухе под шум моря и живую музыку известных исполнителей. Пятый фестиваль немого кино и современной музыки "Немые ночи", проходивший на причале яхт- клуба на Одесском морвокзале, познакомил публику со знаковыми фильмами 20-х годов прошлого века. Юбилейный фестиваль, инициированный в 2010 году Благотворительным фондом имени Ивана и Юрия Лип, в этом году проходил в рамках празднования Дня Конституции Украины при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино, Благотворительного фонда "Розвиток Украïни", Национального центра Александра Довженко, Одесской областной администрации и Одесского городского совета. Партнерами фестиваля выступают Посольство США в Украине, Французский институт и Британский Совет в Киеве.


Программа пятого фестиваля сначала представила японские фильмы "Запах адониса: эпизод сказаний о цветах" (1927) и раннюю анимацию "Игрушечный паровоз Таро" (1929), а также недавно найденную американскую короткометражную комедию Бастера Китона "Кузнец" (1922). Все три фильма сопровождались выступлением джазового пианиста Юрия Кузнецова. Раннюю комедию Александра Довженко "Ягодка любви", снятую в Одессе в 1926 году, сопровождал джаз от FKP trio (Одесса).

Перед началом показов второго дня фестиваля на брифинге выступил перед журналистами директор международного кинофестиваля "Молодость" Андрей Халпахчи.

- Иногда говорят, что много кинофестивалей проводят в Украине, - заметил кинодеятель. - Но их значительно меньше, чем в Польше, Венгрии, Чехии, не говоря уже о Германии и Франции. "Немые ночи" - настоящий фестиваль, где программа сформирована с большим вкусом.

Белорусский аккордеонист Егор Забелов рассказал, что уже выступал на открытии центра культуры в Люблине, сопровождая своей игрой показ французской экспериментальной мелодрамы Дмитрия Кирсанова "Менильмонтан" (1926), для него это весьма живой и интересный вид творчества. К тому же, подчеркнул музыкант, ему нравится оставаться с фильмом наедине, без коллег- ансамблистов, озвучивая ленту соло.

Две серии по часу каждая публика любовалась Луизой Брукс в самой эротичной ленте 1920-х годов немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста "Ящик Пандоры" (1928). Юрий Кузнецов, как и зрители, видел фильм впервые, его выступление было чистой импровизацией, а лай комнатной собачки, появившейся на экране, музыкант предпочел воспроизвести собственным голосом.

Завершила фестиваль программа, посвященная 70-летию депортации крымско-татарского народа, открывавшаяся показом первого крымско-татарского фильма "Алим". Фильм создан на Ялтинской кинофабрике ВУФКУ в 1926 году Георгием Тасиным. Саундтрек обеспечил гитарист-виртуоз Энвер Измайлов. Закрылся фестиваль психологической драмой "Последний приказ" (1928) американского режиссера Джозефа фон Стернберга в сопровождении американского трио Alloy Orchestra. Также в рамках третьего фестивального дня состоялся брифинг нового министра культуры и туризма Украины Евгения Нищука, который впервые предстал перед одесситами. Министр дал понять, что нынешнее руководство Одесской оперы скоро будет заменено, но кем - пока неизвестно. А что касается "Немых ночей" - тут никаких кадровых изменений не предвидится. Немое кино еще изобилует неизвестными современному зрителю лентами, а когда уже показывать станет нечего, прогнозируют организаторы, можно произвести эксперимент - демонстрировать звуковые фильмы без саундтрека, опять-таки под живые импровизации!

Фото Оксаны СОЛОПОВОЙ.

Материалы полосы подготовила Мария ГУДЫМА.