Номер 22 (1462), 20.06.2019
В мировой истории отыщется не так уж много тех, о ком можно сказать: создатель нового жанра.
Один из этих немногих - наш земляк Александр Закушняк, вошедший в историю как основоположник жанра художественного чтения.
В семье сторожа Публичной библиотеки чтение было излюбленным занятием. Яков Иванович любил в свободное время собирать своё семейство и читать ему вслух русских классиков. Детские впечатления определили будущие пристрастия артиста Александра Закушняка: исполнение рассказов.
Уже в четвертом классе гимназии Саша Закушняк становится активным участником школьного театра. Но беззаботное детство окончилось для него в 14 лет: в течение года внезапно ушли из жизни его родители. Круглого сироту поддерживали родственники, но все равно пришлось зарабатывать на жизнь уроками. После окончания гимназии Александр поступил на юридический факультет Киевского университета. Но проучился чуть больше года; со второго курса его исключили за участие в студенческих волнениях и сослали под надзор полиции в Аккерманский уезд. Но нет худа без добра. В Аккермане (ныне Белгород-Днестровский) юноша нашел свое призвание, не без успеха выступая в постановках местного Артистического кружка. Но перед тем, как посвятить себя сцене А. Закушняк окончил в родном городе Новороссийский университет, получив диплом юриста. Попутно он принимал участие в спектаклях разных любительских трупп, а его "коньком" стало исполнение рассказов. В 1903 г. А. Закушняк выступил в благотворительном концерте с исполнением юморесок А. Чехова. И хотя среди участников концерта были такие корифеи, как писатель Иван Бунин, артист Марко Кропивницкий, драматург Сергей Найденов, именно начинающий артист произвел "настоящий фурор".
В 1904 г. А. Закушняка призвали на воинскую службу. Он отбывал ее в Очакове, периодически наведываясь в Херсон, где выступал в концертах и спектаклях. После одного из таких концертов в московский Департамент полиции была отправлена секретная телеграмма: "Двадцать второго июля в зале общественной библиотеки состоялся концерт, в котором принял участие прапорщик запаса Закушняк, прочитавший какой-то рассказ, содержание коего не установлено; рассказ этот подействовал возбуждающе на присутствующих, которые... стали петь "Марсельезу" и кричать: "Долой самодержавие! Долой полицию, войну". Демонстрация продолжалась с выходом публики на улицу. После чего артиста-прапорщика отправили под арест на 30 суток.
Возможно, на этот эпизод обратил внимание Всеволод Мейерхольд, который именно в Херсоне дебютировал в качестве руководителя театральной труппы. Весной 1906 г. В. Мейерхольд пригласил артиста-любителя участвовать в гастролях его труппы в Полтаве и Тифлисе. Доверив при этом роль Треплева в "Чайке" - ту самую, которая прославила его в знаменитом спектакле Московского Художественного театра. В течение следующих пяти лет одессит является участником всех начинаний режиссера-новатора. Три года оба они служат в труппе великой актрисы Веры Комиссаржевской. Среди прочих спектаклей, Закушняк играет в легендарной постановке блоковского "Балаганчика" - первой, по сути, громкой режиссерской удаче Мейерхольда. Но в феврале 1910 года Вера Комиссаржевская внезапно умерла на гастролях в Ташкенте, и перед артистом встала проблема: что делать дальше? Однако парадоксальным образом именно в Ташкенте он нащупал свою творческую стезю.
Вот как вспоминал Александр Яковлевич об этом незабываемом для него дне: "Тот день в Ташкенте был доведен до белого каления. Но густая и пестрая толпа на базарной площади как будто презирала отвесно лившееся жгучее солнце. Люди сидели на корточках молча и неподвижно. Я сразу не понял, в чем дело. Не торговцы ли это, ждущие разрешения разложить свой товар? Но нет, то были не торговцы, а зрители и слушатели. Перед ними, на высокой и длинной повозке, находился ярко одетый узбек, который громким и отчетливым голосом что-то рассказывал собравшимся. Я придвинулся ближе и повнимательнее вгляделся в оратора. Он рассказывал, видимо, интересные вещи, этот великолепный узбек. Он с необычайной ловкостью драпировался иногда в цветное покрывало, часто менял интонации и позы, то и дело показывая зрителям какие-то мелкие предметы, бывшие у него под руками. Я тихонько задал несколько вопросов соседям. Оказалось, что узбек - разъездной рассказчик и певец, исполнитель народного эпоса, исторических хроник, преданий и сказок. Он всегда выступает без партнера, но аудитория его всегда велика.
Неожиданное волнение охватило меня. Вот она - форма! Если узбек властно управляет вниманием сотен слушателей, то почему это может быть запрещено молодому, полному сил актеру?..
Жанр был найден".
После этого решения он уехал в родную Одессу, где начал готовить программу из рассказов Чехова, Мопассана, Шолом-Алейхема, Дорошевича, которую назвал "Вечера интимного чтения". Самое первое представление состоялось 16 января 1911 года в Аккермане, а 8 марта он рискнул выступить перед одесской публикой. Для этой цели был снят зал в помещении клуба бывших воспитанников коммерческого училища (ныне - Литературный музей). Эстрада была превращена в гостиную, покрыта коврами и украшена цветами, места для публики расположили полукругом: таким образом создавалась домашняя, "интимная" обстановка. Концерт начинался непривычно: артист выходил, садился в кресло, зажигал настольную лампу и начинал рассказывать так, будто делал это в дружеском кругу, на домашних "посиделках". Публика от такой новинки пришла в восторг и 30 вечеров Закушняк "делал полные сборы".
"Вечера интимного чтения", как считают историки искусства, положили начало сценическому жанру - "художественное чтение".
Слава об одессите дошла до столиц, и осенью 1912 года А. Закушняк выступает в Москве перед К. Станиславским и артистами МХАТа. "Успех громадный. Большего и желать не нужно", - записывает артист в своем дневнике. Он намеревается создать театр-студию по пропаганде художественного чтения, однако наступает август 1914 года. А. Закушняка мобилизовали в действующую армию и он (редчайшее явление среди артистов) провел на передовой всю войну, удостоился нескольких наград, в т. ч. орденов Анны и Станислава. Но даже в такой обстановке он продолжал размышлять над новыми программами, что видно из писем жене - актрисе Ольге Нарбековой. Демобилизовался А. Закушняк уже после Октябрьской революции.
Следующее пятилетие он работал в разных театрах, причем преимущественно у режиссеров-новаторов - В. Мейерхольда, А. Таирова, Н. Фореггера. Забавным эпизодом выглядит его участие в представлениях Первого государственного театра для детей - совместно с будущими корифеями И. Ильинским, М. Бабановой, В. Барсовой. Лишь в марте 1923 г. появилась возможность окончательно заняться любимым делом. Закушняк подготовил "Вечера рассказа", с которыми выступал по всему Союзу. Отзывы были на редкость единодушны - блестящее, уникальное мастерство. У А. Закушняка, по их признанию, многое почерпнули будущие корифеи жанра - Владимир Яхонтов и Дмитрий Журавлев.
К несчастью, творческие планы прервала тяжелая болезнь, которая в 51 год свела артиста в могилу. В некрологе, помещенном в журнале "Рабочий театр", примечательно признание: "Заменить Закушняка некем".
Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.