Номер 15 (1455), 25.04.2019

МОЁ ОДЕССКОЕ ДЕТСТВО

Завершающие главы воспоминаний известного одесского музыканта, режиссера, продюсера, основателя и художественного руководителя Международного фестиваля-конкурса юных талантов "Звёздочка" Александра СТЕПАНОВА. Начало см. "Порто-франко" от 4, 11 и 18 апреля с. г.


ТРИ ТОВАРИЩА (НЕ РЕМАРК),
ИЛИ
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Мы учились в одном классе знаменитой музыкальной школы. Один товарищ, как и я, занимался на виолончели. Он жил в известном доме в Театральном переулке с мемориальной доской, посвященной легендарному пианисту Эмилю Гилельсу. Кстати, до войны в этом же доме жила моя бабушка, но с приходом немцев ей пришлось переселиться на чердак другого дома на Екатерининской площади. После войны наша коммуналка находилась уже на третьем этаже, но об этом - другой рассказ. Мне было очень близко перебегать через площадь в школу по утрам. Можно было проснуться за пятнадцать минут до начала уроков и не опоздать.

Со своим товарищем, назовем его Виолончелистом, мы сидели за одной партой. Я часто бывал у него дома. Хорошо помню маму - всегда приветливую. Она в юности снялась в кинофильме "Весна на Заречной улице", в котором сыграла маленькую роль сестры главного героя (его играл Николай Рыбников), влюбленную в стихи Блока. Между прочим, мой друг Виолончелист в средних классах школы тоже снимался в кинофильме, рассказывавшем о том, как ребята из ВИА попадают в Советскую Армию, и о том, как там (в армии) хорошо. Надо ли говорить, что мы гордились им. Когда фильм вышел на экраны, мы всей школой ходили на премьеру, поздравляли, радовались. А еще мой товарищ на целый месяц в ТЕ, 1970-е, годы поехал по путевке в Италию! Вернулся в фирмОвых джинсах, очках-каплях и, главное, привез диск Tarkus Эмерсона! Стоит ли объяснять, что в стране, где отовсюду звучал только Кобзон, это было бомбой.

Другой товарищ, назову его Трубач, пришел в нашу школу в пятый класс. Он переехал из Кишинева. Трубач был очень способным, амбициозным. И вскоре стал не только достойным музыкантом, но и отличным футболистом, т. к. все перемены мы проводили в жарких спортивных сражениях на заднем дворе школы. Это нас особенно сближало.

Ну а когда наступил переходный возраст, наша троица, Виолончелист, Трубач и я, встретили его довольно сплоченно и весело. Помню, как, дождавшись выходных, мы вырывались на улицы, наслаждаясь свободой от занятий и от опеки. Исходили все переулки и бульвары, склоны и парки. Особым интересом в том возрасте у нас пользовались кафе "Мороженое", бар "Оксамит Украïни", Морвокзал, где, сэкономив на школьных обедах за неделю, можно было отведать какой-нибудь экзотический коктейль. Так как я вырос в центре, "местные", довольно жестко обращавшиеся с "чужаками", не обижали моих друзей во время наших "экскурсий". Я был как бы их прикрытием или тылом.

Здесь, по закону жанра, должна возникнуть любовь. И она пришла...

Нашей первой юношеской симпатией стала... назовем ее Музой. Муза была значительно старше нас - на два-три класса! В этом возрасте такая дистанция очень существенна. Кто-то сказал о школе, что подростков должны воспитывать не "мамы" и "папы" или "бабушки" и "дедушки", а их старшие "братья" и "сестры". Это спорная мысль. Но несомненно одно - такая тяга и восприимчивость к близким по возрасту старшим есть. Кажется, вот они-то знают все о жизни, а главное, понимают и чувствуют так же, как мы.

Муза была экстравагантна. Одевалась, как говорили тогда, "хипово". И это во времена строгих советских правил и школьных форм! Вокруг нее вращались интересные ребята - умные, незаурядные. Можно сказать, что ее квартира в старинном доме с высокими потолками была своеобразным "салоном" или, как теперь бы сказали, "тусовкой". Здесь звучала новая музыка. Ребята из этого круга приносили диски, которых еще нигде в Одессе не было. В клубах ароматного дурманящего дыма слушали "Рink floyd", "Dark Side of the Moon", фанатели от только что появившейся гениальной рок-оперы "Jesus Christ superstar". Обсуждали... восхищались...

Чеслав Немен, Пендерецкий, "The Beatles" были темами, звучавшими в "салоне". Нам в какой-то мере льстило, что мы вошли в этот круг, несмотря на возраст. Правда, к тому времени наша троица выделялась некоторым неформальным лидерством, что ли. Ну и внешним видом, конечно, - длинные волосы, несмотря на школьные запреты, джинсы, клеша и т. д. А кресты после выхода рок-оперы! Нас очень строго осуждали комсомольцы.

В общем, троица превратилась в квадрат. Мы везде были вместе: лазали через забор в Горсад на польский "Break out" (блюзовая группа), в Зеленый театр на фантастического Мулявина с "Песнярами".

Муза привела нас на интереснейшую встречу с молодым талантливым композитором Яном Фрейдлиным, только что вернувшимся с фестиваля современной музыки "Варшавская осень". С каким удовольствием и в подробностях рассказывал Ян о фестивальных впечатлениях!

А когда в консерватории повесили маааленькое объявление о том, что состоится прослушивание диска Эмерсона "Картинки с выставки", сбежалась "вся Одесса", ну и мы, конечно.

Смотрели киноновинки, например, английский фильм "О, счастливчик!" с Аленом Прайсом, работы молодого Никиты Михалкова...

Такая параллельная реальность дала нам очень много различных опытов и завершилась...

Трубач поступил в Москву к гениальному музыканту и педагогу Тимофею Докшицеру. Женился на талантливой исполнительнице народных песен. Достиг высот не только в творчестве, но и в футболе - играл в команде звезд эстрады "STARCOM" (задний двор школы не прошел даром!) Однажды мы встретились в Москве, когда я продюсировал концерт своей дочери. Трубач, аккомпанировавший ей в оркестре, рассказал о своей жизни и о проблемке со здоровьем, но добавил, что знает, как с ней бороться...

А Виолончелист поступил в Новосибирскую консерваторию. Оттуда вернулся с женой. Потом они расстались. Жена с дочерью уехали в Италию. Мы встречались с ним иногда на улице. Виолончелист предлагал купить у него СD, книги... выпивал...

Сегодня из трио остался я один.

"ЗВЕЗДОЧКА",
ИЛИ
ЧЕГО НЕ БЫЛО В СССР

Одесса. Завершается 1984 год. Зима. Я недавно демобилизовался из армии и радостно хожу в музыкальную школу, где учу фонтанских детей игре на виолончели. Той зимой из-за мороза и разгильдяйства полопались трубы центрального отопления во всем городе. Плюс к этому оледенению, ночью в страшную бурю попадали деревья и оборвали электропровода. Ничего нет - ни света, ни воды, ни тепла. Воду ношу из частного сектора ведрами на девятый этаж. Молоко покупаю в трехлитровые бутыли рано утром, выстояв часовую очередь. Когда молоко прокиснет, из него делаем творожок. Из трех литров магазинного молока получается примерно пятьдесят-сто граммов для грудного ребенка (у меня маленькая дочь и скоро родится сын).

В школе - субботники. Пилим упавшие деревья, расчищаем завалы, ночуем в классе на стульях. По очереди охраняем школу. Ходим как дружинники, помогая поддерживать общественный порядок на Большом Фонтане...

Казалось, это не кончится никогда...

Но вскоре (через пару лет) грянула Перестройка. На ТВ вместо двух каналов, где в 21.00 всем приходилось смотреть программу "Время", появляются частные телекомпании, становится возможным создавать СВОИ проекты. И я придумал проект: "Детская музыкальная телепередача "Звездочка"". В передаче была модная тогда аэробика в исполнении детей и Микки Мауса из комик-труппы "Маски". К каждому выпуску снимался новый детский музыкальный видеоклип. А завершал программу мультфильм. Надо сказать новым поколениям, что в СССР не было многого. Например, в одном из перестроечных телемостов с США "наша" дама в полемическом задоре заявила заокеанскому оппоненту - "у нас в стране секса нет!" Это стало крылатой фразой. Вот и я заявляю, что, кроме секса, в СССР не было еще и детской эстрады. Лишь в Грузии (а это как бы не совсем СССР) существовал детский вокально-инструментальный ансамбль "Мзиури" с Ирмой Сахадзе. Девочки играли и пели "Оранжевое небо" и "Топ-топ". Но это исключение. Нормальные советские дети пели "правильный" репертуар в хоре, учились играть на скрипке или виолончели и т. п...

И вдруг все стало МОЖНО! Ощутите разницу. Появление детской эстрады стало настоящей культурной революцией. В то время, кроме телепередачи, я организовал детскую шоу-группу "Звездный час", поставил программу "Одесситы всех стран, соединяйтесь!". Мы давали аншлаговые концерты, продавая на них билеты, ездили с этой программой в Польшу и Санкт-Петербург. В Питере (тогда еще Ленинграде) я попал в Мюзик-холл на Минифест Виктора Резникова (автор песен, исполняемых Пугачевой, Долиной, Боярским). Это был первый детский эстрадный фестиваль в стране. Теперь-то их сотни, если не тысячи. А тогда!..

В общем, я загорелся этой идеей и организовал в 1993 году в Одессе сначала городской, а через год - и Международный фестиваль юных талантов "Звездочка". Меня поддержал великий мастер Николай Огренич, тогда ректор Одесской консерватории. В работе жюри принимали участие народные и заслуженные артисты Украины Анатолий Дуда, Людмила Ширина, Алиса Джамагорцян, Семен Крупник, выдающаяся пианистка и педагог Людмила Гинзбург, совсем молодой тогда Хобарт Эрл, только приехавший из Вены, ну а председателем был сам Огренич!

Одна одесская начальствующая дама заявила мне: "Виолончелист не может быть режиссером!" Как я ей благодарен!

"Почему не может?", - подумал я и поступил в Лениградский государственный институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК - ныне СПбГАТИ) на режиссуру эстрады. Окончил. И вот к 200-летию Одессы на сцене Музкомедии я успешно защитил свою дипломную работу - "Фестиваль "Звездочка", который продолжается до сих пор.

ОТ РЕДАКЦИИ. Ввиду большого интереса, который наши читатели проявили к воспоминаниям Александра Степанова, мы обратились к автору с предложением продолжить этот цикл. Так что ждите новых очерков!