Номер 15 (1309), 22.04.2016

АХ, КАКАЯ "ЧЕРНОМОРОЧКА"!

О кинофильме "Черноморочка", который был снят в конце 1950-х годов, могли бы забыть вскоре после его выхода на экраны, когда б не сумасшедшая критика, обрушившаяся на это скромное "детище" Одесской киностудии. Когда нынче смотришь это кино, абсолютно непонятно, что могло вызвать такой критический гнев. Судите сами по сюжету.

Девушка Софийка живёт в рыбацком посёлке. Она великолепно поёт и радует своими песнями земляков. Любит Васю, курсанта мореходного училища, мечтает ехать с ним в Одессу. Василий же считает, что Софийка должна учиться на курсах судовых радистов. Но этим планам не суждено исполниться. Ибо неожиданно для всех и даже для себя Софийка становится солисткой джаз-оркестра и уезжает с коллективом в Одессу. Но тут ей приходится петь халтурные сочинения руководителя оркестра, и от девушки отворачиваются даже те, кто с ней прежде дружил. А главное - с ней порывает возлюбленный. Однако все заканчивается благополучно: халтурщик изгнан, коллектив возвращается на правильную творческую стезю, ну а влюбленные, конечно же, мирятся...

Наивно? Безусловно! Но сегодня эта лента может вызывать разве что ироническую улыбку. И вспоминают о ней по единственной причине: на одном из кадров крупным планом - лицо 16-летнего Валерия Ободзинского.


Но есть в этой старой, наивной ленте достоинства, которые не теряются даже через пять с лишним десятков лет. Это песни Оскара Сандлера (одессита, кстати) на слова Любови Забашты, Андрея Малышко и Николая Сома, а также актриса, исполнившая главную роль. Героиня картины замечательно хороша: и внешностью, и талантом. Лихо танцует, прекрасно поет, причем своим голосом... Сочетание нечастое даже в "дофанерные" времена!

И вот мы беседуем с героиней старого фильма...

Что сказать? Светлана Васильевна и сегодня выглядит превосходно. Очень трудно поверить, что она уже прабабушка. Честно говорим ей об этом, равно и о том, как восхищают нас в "Черноморочке" ее танцы и пение.

- Да, меня никто никогда не дублировал, - улыбается Светлана Васильевна, - я все делала сама.

И добавляет с иронией.

- Поэтому выгодно было брать такую актрису, которая все умела делать. Чтобы дополнительно не платить...

Шутки шутками, но именно сочетание талантов делало актрису столь привлекательной для постановщиков музыкальных фильмов. А своему дебюту она обязана еще и умению перевоплощаться в... мальчика.

Светлана Васильевна Живанкова родилась в Донецке (тогда - Сталино). С детства любила петь и танцевать, что привело её в студию при Ворошиловградском (Луганском) украинском театре. Играла в спектаклях по украинской классике - "Маруся Богуславка", "Шельменко-денщик", но судьбоносной стала для нее пьеса луганского драматурга Федора Вольного "Суровая повесть". Когда театр был на гастролях в Курске, актрису заприметил ассистент кинорежиссера Алексея Мишурина, который готовился снимать фильм "Лiта молодiï" ("Годы молодые"). И требовалась актриса, которая могла бы выглядеть одинаково выразительно и девушкой, и пареньком. На эту роль пробовались многие актрисы, в том числе и уже известные - Людмила Гурченко, Ада Роговцева... Мишурин хотел снимать Надежду Румянцеву, но она была хороша, как девушка, но неубедительна в мужском образе.

- Когда я приехала на пробы, - вспоминает Светлана Васильевна, - меня загримировали под мальчика. Помню, я иду по длинному коридору, руки в карманы, хотела почувствовать себя пацаном. Иду, смотрю вокруг. А по дороге стояла группа актеров, помню, что там были Шворин, Баталов... И вот кто-то из них шутки ради подставил мне подножку. Я падаю. Нос разбит, юшка течет. А меня уже ждут, ассистент кричит: " Где этот Алеша?!" Хватает меня за шкирку и в павильон. Я знакомлюсь с режиссером, и Мишурин говорит мне: видишь комнату, заиграет музыка, тебе нужно будет обойти вокруг стола, обыграть это и к такой матери... Я думаю: как же я это буду делать? Но тут как раз заиграла музыка, я выскочила, стала бить чечетку возле стола, а там стояло громадное зеркало. Смотрю на себя: юшка течет, размазанный грим на лице, ну я натянула кепи, свистнула и выскочила из павильона. Режиссер говорит, что пацан у меня вышел нормальным, но вот как я буду выглядеть девочкой? Загримировали меня, юбки накринолинили. И утвердили. Вот таким образом я попала в кино.

Фильм "Лiта молодiï" имел огромный успех. За год его посмотрели 36,7 миллиона зрителей. По этому показателю он входит в число 200 самых популярных картин советского кинопроката (включая зарубежные). Но особенно фильм славен тем, что в нем впервые прозвучала "Пiсня про рушник" - шедевр композитора Платона Майбороды и поэта Андрея Малышко. Прекрасную (хотя и менее известную") песню "Ти - моя вiрна любов" исполнила в картине и Светлана Живанкова. Понятно, что актрису с такими возможностями тут же стали наперебой приглашать разные киностудии.

- Пригласили меня на пробы в Ригу, фильм "Озорные повороты", - вспоминает Светлана Васильевна. - Я приехала, и меня утвердили. Одновременно вызвали на пробы в Одессу, фильм "Черноморочка". Но в Риге - дождь, холод, незнакомая речь. Некомфортно мне там было. Решила посмотреть, что будет в Одессе. А здесь - солнце, море и актеры какие: Мартинсон, Геллер, Борисов... А главное - Одесса необыкновенная! Сказочная погода, колорит неповторимый, речь одесская... В общем, выбрала я Одессу...

"Черноморочка" стала для Светланы Живанковой судьбоносной картиной. Как и её героиня, в Одессе она нашла свою судьбу. Ею стал Геннадий Соляник - сын генерального капитан-директора китобойных флотилий "Слава" и "Советская Украина". Впрочем, должность отца не играла в данном случае никакой роли. Это была настоящая любовь, выдержавшая испытание временем.

- Вскоре после свадьбы, - рассказывает Светлана Васильевна, - я с мужем поехала в кругосветную экспедицию. Муж мой, по специальности ихтиолог, руководил плавучей научной лабораторией, я была лаборантом. Экспедиция длилась полтора года, объехали, можно сказать, весь мир. Масса впечатлений. Помню, как от Джакарты до Новой Зеландии нас сопровождал дельфин. А мы поймали редкую рыбу-луну, весом полторы тонны. Сообщили в Новую Зеландию, что везем им подарок. Нам ответили, что у них нет такого количества формалина. Мы тогда порезали рыбу на балыки и кормили ею дельфина. Трижды я проходила пролив Дрейка. По пиратским традициям, имею право носить серьгу не только в ушах, но и в носу...

Понятно, что сниматься стало сложнее. Тем не менее играла Светлана Живанкова в таких примечательных картинах, как "Черемушки" (экранизация оперетты Дмитрия Шостаковича), "Никогда" (режиссерский дебют Петра Тодоровского), "День ангела" Станислава Говорухина. Можно увидеть ее и в легендарной "Вертикали", благодаря съемкам познакомилась и подружилась с Высоцким, который впоследствии останавливался с Мариной Влади в их с Геннадием квартире. Но заботы о семье, двух детях были для Светланы Васильевны на первом плане.

И хотя она перестала сниматься в кино, но осталось у нее немало преданных поклонников. В интернете можно найти десятки благодарных отзывов о ее киноработах. Да и обруганная в свое время "Черноморочка" нынче смотрится совсем по-иному. Милая, добрая, наивная картина. Зато какие виды Одессы! Какой неожиданный молодой Олег Борисов! А главное: какая замечательная героиня - с каким голосом, какой пластикой! Попробуй нынче сыскать таких актрис!

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.

Фото из архива
С. В. Живанковой-Соляник.