Номер 10 (1499), 19.03.2020
Наукой доказано, что многие люди являются альтруистами, т. е. стараются помогать другим, нередко даже в ущерб себе. Но нередко случаются ситуации, когда помощь кому-либо — бессмысленна, а то и просто вредна. Ниже мы приведем несколько примеров таких ситуаций.
1. Профессия — "за бесплатно"
Нередко специалистов просят помочь в сфере их профессиональной деятельности друзья или коллеги с мотивировкой: "Тебе же сделать это ничего не стоит". Но, помогая бесплатно, вы не только обесцениваете собственные знания, умения и навыки, но и теряете деньги, которые могли бы заработать, сделав ту же работу для других — и небезвозмездно.
2. Не умеешь — не берись
Автор статьи "Почему я перестала помогать людям и вам не советую" приводит в пример историю из своей жизни.
Как-то ее родители уезжали за границу и попросили девушку присмотреть за цветами. И хотя она не умела ухаживать за растениями, но признаться в этом родителям не рискнула. К тому же такая работа вроде не может быть сложной: главное — не забывать поливать цветочки. Однако ее самоуверенность была наказана. Когда родители вернулись домой, оказалось, что часть цветов пересохла. А ведь если бы она честно призналась, что не знает, как правильно поливать цветы, то родители нашли бы более компетентного человека, который не допустил бы гибели цветов.
На своем примере автор статьи делает вывод, что не надо предлагать помощь, если не можете оказать ее на хорошем уровне.
3. Долг не красен платежом
Немало есть людей, которым вечно "не хватает до зарплаты", и они постоянно занимают деньги. К таким людям не надо быть сердобольными, надо научиться говорить им "нет". Ибо они настолько привыкают рассчитывать на постороннюю помощь, что не прикладывают усилий, чтобы как-то изменить ситуацию. Более того, такие люди нередко отказываются от более прибыльной, но более сложной работы или вообще от таковой, потому что им вполне хватает тех финансов, которые им дают. А что касается тех, кто им одалживает деньги, то они тратят свои средства на тех, кто это в принципе не может оценить по достоинству.
4. Благотворительность не всегда оправдана
Есть такое понятие, как "токсичная благотворительность". Так называют сбор средств, который ведется не столько для помощи нуждающимся, сколько для удовлетворения собственных амбиций, для создания образа "спасителя" больных детей или животных.
Такую благотворительность можно распознать по стихийности проведения сбора средств и отсутствию каких-либо отчетностей. Не стоит поддаваться эмоциям и переводить свои деньги на карту незнакомых людей, даже если в сети помещены трогательные фотографии. Ибо в таких случаях это не столько помощь нуждающимся, сколько укрепление самолюбия тех, кто наживается на чужом горе — как в эмоциональном, так и в финансовом плане.
5. Не стоит помогать, пока не попросят
Многие психологи советуют не помогать человеку до тех пор, пока он сам об этом не попросит. Ибо далеко не всегда другому нужны ваши услуги, хотя бы вы так считали. Иногда стремление оказать помощь является в большей степени потребность того, кто хотел бы почувствовать себя нужным или самоутвердиться за счет других, сознавая, что смог быстрее и лучше справиться с задачей, которая у другого потребовала бы больше ресурсов.
6. Мотив — удовлетворить честолюбие
Есть такое понятие, как "треугольник Карпмана". Это социальная и психологическая модель взаимоотношений между людьми, описанная психиатром Стивеном Карпманом. Согласно его теории, человек может выступать в одной из трех ролей: жертва, преследователь и спаситель. Последнее наименее очевидно, поскольку на первый взгляд кажется, будто человек хочет помочь жертве и прилагает для этого максимум усилий. Однако на самом деле у спасителя есть свои скрытые мотивы. Например, ему может нравиться ощущать, что от него кто-то зависит или что ему доверяют. В таком случае помощь является лишь возможностью реализовать собственные желания.
7. Привычка полагаться на кого-то
Превозмогая себя, свою лень, неумение, человек приобретает опыт. Этот опыт можно сравнить с иммунитетом от болезней. Если человеку не дать возможности самостоятельно разрешить какие-то проблемы, то он не получит необходимые навыки, чтобы справляться с аналогичными ситуациями в дальнейшем.
Помогая другому, не стоит полностью выполнять работу за него. Можно лишь облегчить решение задачи, если другой с ней объективно не может справиться.
Особенно это касается детей.
Довольно часто родители стараются сами решить все проблемы своих чад — начиная от выбора одежды и заканчивая и выбором друзей и даже будущих родственников. Такой ребенок, когда вырастет, просто не сможет сам делать многие вещи, самостоятельно принимать взвешенные решения.
8. Осторожней с подарками
Мы привыкли к тому, что детям, которые воспитываются в детдомах, интернатах, приютах, надо оказывать всяческую помощь. Однако немало специалистов не советуют дарить таким детям какие-то особенные или личные подарки. Ибо дети привыкают к тому, что многие вещи появляются у них "просто так", и не учатся их ценить. К тому же это нередко приводит к конфликтам в детском коллективе, а в дальнейшем и к проблемам во взрослой жизни.
Также не стоит дарить сиротам вещи, полезнее уделить им время и внимание. Такие дети больше нуждаются в одобрении и поддержке, чем даже в материальных ценностях.
9. Излишняя помощь — искаженное восприятие мира
Помощь ребенку во всем таит в себе и другую угрозу. Если он не научится справляться с трудностями сам и не поймет, что не все в мире происходит так, как он хочет, то в дальнейшем часто может впадать в состояние фрустрации.
Такое состояние наступает, когда ожидания и желания не соответствуют возможностям и происходящему, из-за чего человек будто впадает в ступор. Люди начинают испытывать стресс, разочарование, тревогу, раздражительность. А впоследствии фрустрация может повлечь за собой даже депрессии.
10. "Потому что" вместо "для того чтобы..."
Чаще всего люди помогают другим, потому что те — родственники, друзья, помогали в прошлом. Но все же стоит обращать внимание не на прошлое, а на будущее, то есть помогать "для того чтобы". Тогда помощь будет более направленной и полезной, ориентированной на результат.
Подготовил Андрей ТИШКОВ.