Номер 20 (1509), 16.07.2020

ЭРОТИЗМ ХОРОШО ПРОДАЕТСЯ, или ДОКТОР ЛУЧШЕ ЗНАЕТ

"В рамках допустимого" — такое название получил персональный проект Александра Панасенко, открывшийся в галерее NT-Art (Лидерсовский бульвар, 5). Объектом внимания художника, чья карьера сложилась в современном искусстве девяностых, стали гламурные образы современных "Наяд и Венер", нынче правящих миром из своих спа-салонов и фитнес-залов. По мнению художника, эротизм этих образов прежде всего прагматичен. Эстетика смартфонов и рекламной фотосъемки, которая призвана "хорошо продать товар", воплощена средствами живописи, к которой Александр Панасенко не обращался долгое время. Стиль этой живописи близок одновременно и к комиксу, и к отфотошопленным донельзя фотосессиям персонажей из соцсетей. Ярко, броско, много голого тела, экзотических пляжей и пальм.


"Художник представляет обновленный посткризисный образ, где завораживающая сила гламура отступает под натиском приватного эротизма, — пишется в аннотации к выставке. — История частной жизни в картинках — без структуры, сюжета или какой-либо смыслосодержащей последовательности, с самого начала демонстрирует ложное повествование о себе исключительно для того, чтобы продать себя на узком медийном приватном рынке глобального информационного села, частью которого все мы являемся. Именно эта ситуация становится для художника неким живым пластичным материалом, который может найти свое содержание".

Тюнингованные красотки (уже и не поймешь, какими их создала природа) заполонили пространство холстов и заменили собой авторитеты прошлых эпох (картина "Ялтинская конференция" тому примером). "Склонный к самомифологизации, украинский художественный процесс 1990-х сконструировал для художника Александра Панасенко псевдоним "Доктор", который коррелирует с основным методом его искусства тех лет — препарирования Эроса и Танатоса, — читаем дальше в аннотации. — Художник исследует вопрос товарной ценности современных визуальных образов в существующей системе медийного товарооборота, сквозь призму товарного прагматичного эротизма, который существует в социальных медиа. И выясняет, в дозволенных ему рамках современной информационной и политической ситуации, как сегодня говорить о чем-либо критически, не задев чьих-либо национальных и политических чувств".

Гламурные чики сейчас активно проникают и в политику, но углубляться в эту скользкую тему не будем, лучше не откажем себе в удовольствии процитировать мини-эссе одной из посетительниц вернисажа, художницы Евы Ёлкиной, которое она опубликовала на своей страничке в Facebook. Все так и было: "Жаркий одесский вечер. Открытие выставки Доктора. У всех (почти у всех) благостные расслабленные вином и солнцем лица. Красивые женщины на высоких каблуках, некоторые как будто сошли с холстов для атмосферности. Доктор стильный, серьезный, как и положено автору.

— Не нужно никаких речей, не хочу я этой совдепии!

— Ты подозреваешь меня в совдепии?! По-твоему я, Ута Кильтер, приверженец совдепии?! Ты насмехаешься?! А вы отойдите уже отсюда, как же можно быть таким глупым, я же третий раз прошу не мешать мне работать! Я не искусствовед! Отведите его, а то я за себя не отвечаю!

Дальше начинается текст на немецком с агрессивной интонацией. Посыл всем ясен, все в замешательстве, создается впечатление что это перфоманс "Ситуация Ута". Я прячусь за дверь, чтобы, если начнется драка, никого не разнимать, а спокойно стоять и наблюдать. Фотографа оттаскивают в сторону, все в рамках дозволенного. По залу разлетаются фразы друзей:

"Современное искусство не повесишь на стену, но Александр Панасенко исключение...", "Много голых женщин, а нам хочется голых мужчин!", "Женщины Доктора в трусах, и это большое достижение и прогресс! Мне очень нравится, спасибо, Саша!", "Персики и абрикосы на фуршете, наконец-то правильный здоровый фуршет, а не вот эти ваши конфеты! Я за здоровое питание!", "Отвратительна живопись, от которой тебя выворачивает наизнанку. Прекрасно же!", "Надо же, и Ройтбурд, и Кожухарь, как в старые добрые времена. Спасибо, Саша, за атмосферу былых девяностых", "Как хорошо!".

Женщины фонят что-то женское несущественное и бесконечное прямо мне на ухо, заглушая Уту. Раздражаешься и задумываешься, что мир делится на чужих и своих. И, смотря на Уту, понимаешь, что вот она явно свой. Это немного ужасает. Душно, странное послевкусие, как будто кто-то ковырнул твои внутренности и нарушил внутреннюю гармонию. Хочется к морю, хочется красоты и прохлады... а лучше в глухое село, подальше от душного раскаленного города...".

В глухое село, пожалуй, не стоит, в галерее вполне себе прохладно и приятно, так что вперед, на встречу с прекрасным!

Виолетта СКЛЯР.

Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.