Номер 29 (1373), 11.08.2017

КОНЦЕРТ КАК МАСТЕР-КЛАСС

Моноспектакль Константина Райкина "Над балаганом - небо...", с которым он выступил на сцене Украинского театра, стал блестящей демонстрацией актерского мастерства.

Давно прошли те времена, когда Константина Аркадиевича Райкина воспринимали в первую очередь как сына своего легендарного отца. Сегодня 67-летнийй Мастер обласкан и властями, и зрителями, и критиками, и даже т. н. театральной общественностью, где "злые языки страшнее пистолета". Он - лауреат всех что ни на есть почетных званий и премий, которые только может получить человек, который в России занимается театральной деятельностью. И если постановки в руководимом им Театре "Сатирикон" (в том числе, и в режиссуре его художественного руководителя) порою подвергаются критике, то как актер К. А. Райкин практически безупречен. Безупречен и его художественный вкус, что лишний раз доказало его одесское выступление с сольной поэтической программой "Над балаганом - небо...".

Выбор авторов и произведений, которые артист включил в свою программу, нес известный риск. Осип Мандельштам, Давид Самойлов, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов - поэты отнюдь не "шлягерные", да и Шекспира с Пушкиным не отнесешь к категории "легкоусвояемых" авторов. Правда, публика, пришедшая на спектакль, была в основном возрастная и солидная (для молодежи и средней интеллигенции непреодолимой преградой стала стоимость билетов). Имена этих поэтов таким зрителям были, как минимум, знакомы, хотя большинство исполняемых стихотворений, судя по реакции зала, они слышали впервые.

Но уже с первых прозвучавших строк К. Райкин завладел вниманием публики. И дело не только в харизме (хотя и в ней тоже). Этот Артист (именно так - с большой буквы) обладает техникой, которая настолько слилась с его плотью, что стала ему "второй одеждой". Особенно поражают руки; вот уж точно, что "две большие птицы", как пела незабвенная Клавдия Ивановна Шульженко. Многие, очень многие артисты балета могут позавидовать плавным и изящным взмахам райкиновских дланей (это ветхозаветное слово невольно вспоминается, когда следишь за их движением).

В юные годы К. Райкин увлекался пантомимой и вообще всем тем, что имеет отношение к сценическому движению. Телом он владеет виртуозно, его жесты или изгиба тела удивительно точно гармонируют со смыслом произносимых строк.

Точно то же можно сказать и о голосе артиста, о невероятном диапазоне его интонаций.

Блистательный урок актерского мастерства, "учебное пособие" для артистов любого возраста - вот что явил нам Константин Райкин в своем моноспектакле. Жаль только, что мало было в зале местных актеров (причины их отсутствия - за рамками этих заметок).

Но если бы дело касалось только техники, то вряд ли бы это представление произвело столь сильное впечатление.

Верный сын своего отца, К. Райкин принадлежит к редкой (даже редчайшей) категории "думающих" актеров. Его блистательная техника подчинена той Мысли, которую артист стремится донести до зрителя. А мысль эта очень точно выражена в названии моноспектакля.

"Балаган" - это не что иное, как наша повседневность, в которой много нелепого, смешного, странного, где все мы - грешны и забавны.

Но вместе с тем в каждом из нас есть и высокое, то самое "небо", что позволяет нам быть Людьми, проявлять свои лучшие качества, реализовывать таланты, добиваться успеха...

Наконец, просто любить.

Ибо Любовь, как утверждает своей программой К. Райкин, и есть самое прекрасное и важное из всего того, что мы имеем в своей жизни.

Таков и профессиональный, и творческий, и жизненный урок, который можно вынести из представления большого Артиста. И было бы очень обидно, если бы по причинам, не имеющим отношения к Искусству, нас лишили бы возможности присутствовать на этом Уроке.

Андрей ТИШКОВ.