Номер 33 (1327), 02.09.2016

ВАРЕЧКА? ХИЛЬДУР?
НАДЕЖДА!

Быт, семья, привычная профессия - все это не может помешать истинному таланту, который может реализоваться и в студийном движении. Замечательная актриса практически клоунского дарования (а это высший пилотаж актерских способностей, что ни говорите) Надежда Марченко однажды собрала фрагменты своих спектаклей в ревю "Сны Иды Шмулич", но истинный театрал знает каждую постановку в отдельности.

Ида Шмулич - актерский псевдоним, Надино "альтер эго", а также обозначение тандема с режиссером Натальей Прокопенко, ее доброго ангела, стремящегося каждый раз преподнести актрису во всех гранях ее таланта (надо сказать, несомненного, избыточного, раблезианского, природа, как говорится, не поскупилась).

Одесской публике уже хорошо знакома Надина "Бешеная балерина" по мотивам одной из новелл психоделической кинокомедии российского режиссера Григория Константинопольского "Кошечка", зрители обожают колоритную, не чурающуюся крепкого словца "маленького лебедя" на пенсии Варечку. Да, она спятила - на почве искусства, неудавшейся женской судьбы, девяностых, пережив которые, нельзя было не понести урона в психике... И эта вечная мантра: "Талант ничего не решает - жертвы, фанатизм и труд каторжника", себя не оправдала. У Надежды, в отличие от ее героини, талант имеется, ей проще, она Варечке сочувствует...


Спектакль "Обезьяна Кафки" по новелле Франца Кафки "Отчет для академии" - это также фейерверк клоунского мастерства актрисы, ведь тут мы имеем дело с очеловечившейся обезьяной, которая предпочла карьеру артиста варьете унылому сидению в зоосаде. Надежда тут пластична, трагична, и творчество тут уже не самоцель, а средство для обретения хотя бы иллюзорного подобия свободы. В своем подсознания примат давно уже сам себе дрессировщик и даже продюсер!


А совсем недавно представленный в программе Одесского международного театрального фестиваля "Стена" спектакль по пьесе современного харьковского драматурга Олега Михайлова "Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века". Если вы до сих пор наивно полагали, будто Карлсон, этот воображаемый друг больного на всю голову Малыша, действительно существовал и вылетал в окошко, жужжа пропеллером, при появлении взрослых, то будете разочарованы. Настоящая жизнь фрекен Бок, милой, славной "домомучительницы", гораздо интереснее. В том числе и тем, что уводит Надежду Марченко от внешнего гротеска, комфортной для нее территории, позволяет "брать нутром" публику. Крути ручку, шарманщик! "Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, буду песни под шарманку петь?..". Кажется, главный здесь - Шуберт, его очень точно выбранная в качестве щемящего лейтмотива песня "Шарманщик" из вокального цикла "Зимний путь", "венка жутких песен", как называл его сам композитор. Старый шарманщик, напрасно вертящий на морозе ручку своего музыкального ящика, - таков удел многих и многих представителей культуры, искусства во все времена, подобной судьбой пугают мамы абитуриентов, стремящихся к "театральности и художественности", сулящих, увы, в большинстве случаев безработицу и безденежье, особенно в наше спятившее, сумасшедшее время.

И как же легко оказалось превратить крошечный зал театра "Кабаре Буффон" в любительскую телестудию, где разыгралась в исполнении Надежды Марченко "Иная история фрекен Хильдур Бок" (так слегка переиначили одесситы название пьесы Михайлова)! Приглушенный свет, новогодние гирлянды, стул, антикварный телефон и красующаяся на груди героини мамина брошка-листок, пережившая целую эпоху, листок, носимый ветрами времен.

Пьеса Олега Михайлова сейчас очень востребована российскими театрами, она наверняка станет классикой, и просто идеально "легла" на индивидуальность актрисы. Конечно, Надежда слишком молода для "самой известной домоправительницы фрекен Бок", но прибавить себе возраста на сцене даже при минимуме грима - вполне посильная задача для любого исполнителя. Куда сложнее создать иллюзию жизненной правды (а в финале выяснится, что нас немножечко провели, в том смысле, что никаких зрителей у помешанной на телевизоре и телевидении фрекен Бок на самом деле нет, это монолог, обращенный к самой себе).

Да и не фрекен она уже давно, много лет именуется фру Йенсен, вышла замуж за дядю Юлиуса (тут надо быть в курсе семейных взаимоотношений Малыша, его воображаемого друга Карлсона, мумии Мамочки, собаки и так далее). Но, увы, спустя годы овдовела. Будучи ровесницей века, она повидала немало ужасного и печального, а ведь мы привыкли к мультяшной "домомучительнице" с пылесосом наперевес и горой румяных плюшек на столе.

Она и такая тоже, жизнь научила ее хозяйственным премудростям, но если бы только этому!.. От Надежды Марченко привычно ждешь клоунского фейерверка, криков, экстатического танца, а тут исповедальная интонация, смеющийся сквозь слезы взгляд много повидавшего в жизни человека (все же рядом со зрителем, на расстоянии вытянутой руки!) - и тоже оглушительный успех. Через этот текст актриса открыла новую, потрясающую грань своего таланта.

Ну и чтобы разрядить обстановку, вспомним еще один комический персонаж Надежды, ведь почти все лето вместе с клоунами из группы "Оранжевое настроение" она радовала одесситов и туристов, которые посетили спектакль-экскурсию "Una Comuna". Все начиналось в Горсаду, откуда на экскурсионных электромобилях публику везли в "Буффон", по пути подбирая новых участников представления. Экскурсовод в огромной черной шляпе и с биноклем поджидала всех возле статуи Дюка и снисходительным тоном давала советы молодой коллеге (Яне Делиевой). "Великосветские" манеры, узнаваемый облик многих эпатажных одесситок (даже одна дама-депутат, помнится, щеголяла в подобной шляпе, только зеленой) - уморительный экскурсовод получился! А сколько еще радости даст нам Надежда своими актерскими работами... У нее знаковое имя, и финальная улыбка актрисы сквозь слезы в истории о "домомучительнице" кажется проблеском надежды, ведь героиня, усомнившаяся в Боге и судьбе, хочет поверить и понадеяться. Хотят этого и зрители.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.