Номер 32 (1277), 28.08.2015

ГЛАС НАРОДА - СИЛА ВЛАСТИ

Революции приходят и уходят, а проблемы остаются. Мы это наблюдаем на своем ярком (или печальном?) примере. Ни "Оранжевая революция" 2004 года, ни "Революция достоинства" десять лет спустя, так и не реализовали главного из своих обещаний: "Власть - народу!" К чести нынешних руководителей, они уже поняли, что выход в том, чтобы максимум властных функций передать из "центра" органам местного самоуправления. Однако и тут не все так просто.

Местное самоуправление немыслимо без прямой непосредственной демократии, повышения роли общественного мнения, общественного контроля и т. д. К сожалению, нынешние реалии - совершенно иные. Местные чиновники всех рангов "вмешательство" общественности воспринимают как "знак беды": разве им нужно, чтобы люди знали, что творится на чиновничьей "кухне"?! И, конечно, всеми правдами и неправдами стремятся оградиться от малейших проявлений общественной инициативы.

Одесса в свое время считалась "законодателем общественной моды". Многие социальные инициативы впервые в стране были реализованы именно тут: вспомним хотя бы "социальный заказ" или голосование бездомных. Однако много ли у нас отыщется людей, которым известно, что такое общественные слушания, народные форумы, общественная экспертиза? А ведь это именно те формы общественного влияния, которые позволяют гражданам как полномочным представителям территориальной громады прямым образом влиять на действия местных органов власти. Нельзя же всерьез говорить о псевдообсуждении проектов некоторых решений горсовета. Но даже эта форма привлечения общественности к решению насущных проблем жизни горожан используется формально. Ну вот, скажем, разве обсуждалась у нас по-настоящему серьезно реформа ЖКХ?

Но даже когда общественность по своей инициативе пытается внести предложения, которые бы повысили эффективность деятельности местной власти, чиновники чаще всего стараются отделаться общими словами: для них страшнее смертной казни сам факт посягательства на их право "последней инстанции". Стоит ли ввиду этого удивляться, что огромный общественный потенциал наших граждан используется лишь в незначительной степени. Между тем совершенно очевидно, что мы никогда не достигнем целей "Революции достоинства", которая открыла путь к преобразованию нашей жизни, если коренным образом не изменится подход к подбору менеджеров управления всех рангов и на всех уровнях власти. В частности, прием на работу в органы местного самоуправления должен осуществляться исключительно на конкурсной основе, причем членами конкурсных комиссий должны быть не только руководители органов местного самоуправления, но и профессиональные эксперты по работе с персоналом, представители наиболее значимых общественных организаций, работающих в той сфере, которую будут "курировать" кандидаты. Более того, переаттестацию по профессиональным и моральным критериям должны пройти и те ответственные сотрудники, которые нынче работают в органах местного самоуправления, независимо от их ранга. С келейным, "кабинетным" подходом при назначении чиновников надо покончить раз и навсегда, потому что одесситам, как и всем гражданам Украины, нужны не властолюбцы, а менеджеры-управленцы, занимающие свои посты по праву знаний, опыта, совести и незапятнанной чести.

Этим начала сейчас заниматься областная госадминистрация. Но такой же подход необходимо применить и на уровне городской и районных властей.

Константин РИТИКОВ.