Номер 33 (880), 7.09.2007

РЕЙС ПО-ОДЕССКИ

Я возвращался из Одессы в Киев рейсом "Автолюкса".

Так вот, один одесский "Петрович" (это лишь одесское художественное амплуа, ничего более!) забыл свой билет дома. У этого уже дважды не бальзаковского возраста гражданина был паспорт, но, как сказала стюардесса, он ничего не решает, ибо нужно иметь билет во время посадки на рейс. Гражданин умолял, чтоб они в компьютере проверили, что все правильно, что это именно он. Но началась паника и истинно одесский скандал.

Не "выйду я отсюда!" - орал гражданин.

"Выйдите, как вам не стыдно!" - деликатно, так, знаете, по-европейски, орала стюардесса.

"Ну не выйду я, не выйду! - не утихал гражданин.

Пассажиры, между тем, увидели, что кино началось еще до отправления. Уже стало интересно. Уже чувствуешь, что едешь не откуда-то, а из Одессы.

Одна колоритная госпожа, ну очень по-одесски колоритная, также захотела принять участие. А что: билет куплен, нужна и эмоциональная разрядка. А за что почти сто гривен отдавать?! Так с Одессой не прощаются!

"Это что такое!??? Я сейчас пойду разберусь!" - сказала она на 100 % одесским голосом. К силе этого голоса добавлялась и сила всего необъятного одесского тела, на котором искрил одесский загар.

"Сиди, мужик, сиди! Не дадим!" - поддерживали мужчины.

Женщина вышла из автобуса, чтобы, по-видимому, все выяснить у представителей компании "Автолюкс". Гражданина же из автобуса одесситы не выпускали, боясь, что его могут взять и не отдать.

"Но вы что же, братцы, своего одессита не можете отправить!" - захлебывался мужчина без билета, умоляя стюардессу помочь.

"Но как вам не стыдно! Выходите!" - кричала стюардесса.

Время шло. Смеркалось. Те, кто ехал в Борисполь, ибо на руках имели билет на самолет, вдруг почему-то начали нервничать. Фарс переходил в трагифарс. Женщина, сидевшая рядом, по-видимому, не украинка по паспорту, начала активно выступать в поддержку гражданина "Петровича": "Но что это за страна??!! Как все осточертело!!! Здесь никто не знает своих прав! Кошмар!"

Наконец пришел милиционер, и всем стало еще более знойно, в частности тем, у кого был билет на самолет.

"И кто здесь людям покоя не дает?" - сказал милиционер. - "Будем ликвидировать!"

"Щас мы вам усё расскажем!" - начали, перебивая друг друга, говорить пассажиры.

Силой, ясное дело, милиционер не мог забрать из автобуса пожилого одессита. Пришла представительница компании "Автолюкс" и сказала, что гражданин должен уплатить 85 гривен и тогда сможет ехать. До той поры автобус не поедет.

Смеркалось.

Автобус стоял. Заплатить никто, однако, не хотел, но драйв получали все. Наконец в автобус зашел более почтенный представитель компании "Автолюкс", который сказал, что без билета никто ехать не может, а дубликаты не предусмотрены.

За это время сын "Петровича" из Лузановки за 15 минут на такси (по-видимому, то было такси из одноименного фильма!) преодолел расстояние между Лузановкой и автовокзалом и прибыл с билетом для своего папы.

"И где тебя столько носило?" - кричали пассажиры прибывшему сыну.

Приближался финал.

"ФУХ!!!" - говорили участники автобусного шоу. Билет передали через посыльного из автобуса гражданину "Петровичу", ибо автобусная семья боялась, что если он выйдет, то уже может и не зайти. А между тем, когда билет был проверен и гражданин занял свое нагретое место, сына за ручки белые взял милиционер и куда-то повел. Что было дальше - история умалчивает.

Но когда автобус двинулся, можно было почувствовать себя ну, скажем, зрителем прекрасного спектакля - прозвучали бурные овации!

Для полноты ощущений добавлю деталь: женщина, которая выкрикивала в мелодраматическом запале, что в этой стране никто не знает прав, ехала в Умань. И, выйдя из автобуса, оставила после себя пустые бутылки из-под минеральной воды и обертки от мороженого на сидении... По-видимому, заботиться о чистоте автобуса в "этой стране"... она не собиралась.

А наш автобус прибыл таки в Киев на полчаса раньше... И никто никуда не опоздал. Но разве это уже кого-то волновало?

Для того чтобы выяснить, на каких правовых основаниях был разыгран такой спектакль, уже в Киеве я попросил представителя компании "Автолюкс" прокомментировать ситуацию.

Денис Шелашский, представитель компании "Автолюкс":

Билет - это документ утвержденной юридической формы, дающий право на проезд или в городском транспорте, или на железной дороге, или в автобусах междугородного соединения. Рейсы, которые выполняет компания "Автолюкс", являются государственными, - это принуждает компанию выполнять действующие нормы законодательства, которые касаются пассажирских перевозок. Если человек потерял билет, он не имеет права на проезд, но может приобрести другой билет на рейс в случае наличия свободных мест. Также замечу, что существует такое понятие, как рейсовый контроль, где контролер имеет право спросить билет у каждого пассажира и также имеет право высадить "зайцев".

В электронной системе хранения информации не фиксируются паспортные данные, поскольку для автобусных перевозок это не нужно согласно законодательству. Дубликат проездного документа не выдается.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ.