Номер 50 (795), 23.12.2005
На щите Ахилла, сделанном самим Гефестом, были изображены два полиса. Гомер описывал, что один город был прекрасен: там происходили игры, пляски, совершались браки и слышны были веселые звуки лиры. Другой город был осажден неприятелем: разрушались стены, происходили сражения, убийства, угонялся скот. Эти два противоположных по сути города символизировали тот порядок, который вытекает как из внешнего, так и из внутреннего устройства муниципальных структур. Так что современный город содержит в себе оба полюса жизни: с одной стороны, комфорт и удобство, с другой плохая экология и перенаселенность, переполненность транспортных коммуникаций, т.е. все "прелести" цивилизации.
Город работает, как сложенная из многих частей система, и имеет свойство энергентности, которое не сводится к сумме составляющих ее частей, а представляет собой некое целое, не обладающее качествами ни одного из этих слагаемых. Поэтому эти составляющие имеют самостоятельные символические значения.
Например, перекресток это знак выбора, встречи с противоположным и знак магической опасности. У римлян он изображался в виде Януса, а у индусов за него отвечал слоноголовый Ганеша. Именно на перекрестках приносили в жертву собаку подземной Гекате, хоронили тела самоубийц, чтобы они не могли вернуться и отомстить живым.
Улица это соединительная артерия города, один из главных знаков ориентации в пространстве. Тупик знак того, что нет выхода. Он, как правило, заканчивается каким-либо препятствием или стеной. Площадь символизирует большое скопление людей и массовых собраний.
Эстакада, мост могут быть представлены как способ разрешить данную ситуацию. Если кто-то стоит на одной стороне моста, то это можно интерпретировать как потерю новизны жизни и в то же время как возможность притока свежей энергии и появления нового решения. Образ разрушенной эстакады символизирует неблагополучие данного места.
Городские подземные переходы таят в себе опасность, занимая среднее положение между метро и поверхностью. Недаром в крупных городах, в частности в Нью-Йорке, многие убийства и агрессивные нападения совершаются в подземных переходах.
Что касается городского транспорта, то его основные виды трамвай, троллейбус, метро, а также автомобили имеют свои символические коннотации. Например, в Москве в 20-е годы бытовала практика: кто увидит первым трамвай, то его желание сбудется. Трамваю маршрута "А" присваивается женское имя Аннушка. Он становится как бы живым существом и выполняет метафизическое действие в романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Если трамвай движется по улицам города, то метро поглощает и погружает в его подземную часть, несомненно являясь проекцией подземного Аида. Автобус символизирует подчиняемость запрограммированной ситуации, выражая механичность процессов. Троллейбус нечто среднее между автобусом и трамваем, может означать поэтический эротизм. Автомобиль на эмблематическом уровне это продолжение фаллоса, знак тщеславия и обладания.
Урбанистические аспекты города стали развиваться с того момента, когда появились первые механические часы. Они ударили, и родилось время. С тех пор механическое время основной знаковый ингредиент расписания, по которому живет транспорт, предприятия, учреждения. Метафорой этой инфраструктуры является большой муравейник, а паутина стала метафорой ночного города.
Каждый город мира имеет свое, отличное от других свойство. Например, Париж беззаботен. В то же время он отвечает за всё, считал Виктор Гюго. А Москва "слезам не верит" может быть, отсюда рождается жестокосердие...
Генезис территории рождает уникальный энерго-символический контекст, создавая неповторимую ауру архитектурных сооружений: Эйфелева башня знак Парижа, храм Василия Блаженного Москвы, памятник Ришелье с Потемкинской лестницей Одессы. Город существует на трех уровнях: небесном, срединном и подземном. Храм в городе стоит на особом энергетическом месте, обозначая связь с небесным уровнем города. Например, в Москве "сорок сороков" церквей соединяли город не только с его небесным прообразом, но и скрепляли его по горизонтали, будучи одним из основных символов Белокаменной. Через небесный город идет проекция знаков Зодиака на районы срединного города, что хорошо показано на астрологической карте Москвы.
Город создал современную цивилизацию, воплощаясь в материю и постепенно расширяясь, а в XX веке он стал мегаполисом, являющимся огромной дырой в изначальном пространстве. Здесь можно спрятаться от природы, стать безличной частью искусственных процессов. Города древности строились, обозначая некий центр. Например, Александрия обозначала мистический центр Африки, Вавилон Передней Азии. Неолитические города, находившиеся в Средней Азии за 10-7 столетий до н. э. обязательно имели свое символическое ядро, которое, как правило, располагалось на горе или холме, где строилось основное культовое сооружение. Однако существовали города и без такого ядра. В бывшем СССР были закрытые города без имени, т. н. "почтовые ящики".
Об устройстве идеального общества мы узнаем из книги Т. Кампанеллы "Город Солнца". Этот город будущего стал символом утопических теорий, хотя его и использовали идеологи социализма и коммунизма. В древних преданиях можно обнаружить мифологические города: древнееврейский город Ур, небесный Асгард. Известно сказание о граде Китеже, ушедшем под воду. Может ли быть святым местом Руси град Китеж?
По всей земле разбросаны "города мертвых". Они стали памятниками, знаками прошлого, где в развалинах спит ушедшее время.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.