Номер 45 (1438), 14.12.2018

КИНО ДО КИНОСТУДИИ

В 1938 году, 80 лет назад, Одесская кинофабрика стала киностудией художественных фильмов. А в будущем году наша киностудия отметит свое столетие. Самое время припомнить, с чего начинался в Одессе кинематограф.


Царь не дал стать "родиной кино"

Есть что-то символическое в том, что Одесская киностудия находится именно на Французском бульваре. Общеизвестно, что родиной кинематографа является Франция, изобретение этого искусства связано с именами братьев Люмьер - Луи и Огюста, которые, собственно, придумали и сам термин "кинематограф" (в основе его греческие слова kinema - движение и graрho - пишу). Но и Одесса не осталась в стороне от этого процесса. Одесситы по любому поводу любят повторять, что наш город - "не первый, но и не второй". В том, что касается изобретения киноаппарата, то это тот самый случай, когда в шутке только доля... шутки. Потому что, как свидетельствуют архивные документы, один из первых в мире аппаратов для съемок создал механик Новороссийского (Одесского) университета Иосиф Тимченко. С помощью профессора Московского университета Николая Любимова и еще одного одесского изобретателя Михаила Фрейденберга он сконструировал аппарат, который впервые был продемонстрирован в помещении гостиницы "Франция", находившейся на углу Дерибасовской и Колодезного переулка. Об этом событии сообщила 7 ноября 1893 года газета "Одесский листок": оно было названо художественной выставкой "живых фотографий", приводимых в движение благодаря электрической машине - электротахиоскопу". А 9 января 1894 года на шестом заседании секции физики Съезда естествоиспытателей и врачей Российской империи И. Тимченко с помощью своего аппарата продемонстрировал изображение на экране кавалеристов и метателей копья. Это произошло за год до того, как братья Люмьер получили патент на свой аппарат. К сожалению, только ученые сумели понять и оценили открытие одесского механика. Российские же бизнесмены, в отличие от французов, не увидели в нем никаких перспектив, а после того, как царь Николай Второй безапелляционно заявил о кино, что все это глупости, и не стоит придавать никакого значения "таким мелочам", нечего было и думать о практическом применении тимченкового аппарата. Поэтому Париж, а не Одесса, получил славу "родины кинематографа".

Первые сеансы, первые съемки

К чести французов, они быстро оценили перспективность и коммерческую привлекательность изобретения, и очень скоро новый аттракцион (а поначалу кино воспринималось именно как развлечение вроде балагана) начал триумфальное шествие по всему миру. В июле 1896 года кинематограф добрался и до Одессы.

Знаете ли вы, что...

...первым, кто сообщил одесситам о чуде "живых картинок", был молодой корреспондент газеты "Одесские новости" Максим Горький? "Перед вами кипит странная жизнь - настоящая, живая, лихорадочная жизнь", - писал он о фильмах братьев Люмьер, которые видел на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

Первые кинокартины привез к нам французский импресарио О. Гюнсбург. "Экстраординарное представление", "Гвоздь Парижа", "Жизнь на полотне", "Большой фурор!", "Сеанс фокусов без фокусов", "Много сенсаций за один сеанс", "Царство грез", "Чудо XX века!", "Спешите видеть!" - призывали анонсы в газетах и на афишах. Очень интересно читать сейчас рекламу первых одесских киносеансов. Газета "Новороссийский телеграф", например, сообщала: "Александровский сад. С правой стороны главного буфета ежедневно от 7 часов до 12 часов хрономатограф из Парижа. Оживленная и Движущаяся фотография. Сеансы 1/2 часа. Вход 25 к.". (Буфет, как видим, был опознавательным знаком для кино!) Одесские журналы по-разному называли это явление - синематограф, алеторама, аниматограф, верископ, вивиограф, гелиосинеграф, зоотрон, кинетограф, мутограф, праксиноскоп, стробоскоп, томатрон, фотохронографы т. д., но общим было одно - ощущение фантастичности увиденного. Бешеным успехом пользовалась у одесситов и новая программа, которую в августе - сентябре 1896 года демонстрировали в Российском и Новом театрах французы М. Шапюи и П. Деко (последний, кстати, принимал непосредственное участие в создании киноаппаратов братьев Люмьер).

Первые фильмы, которые увидели наши земляки, были французскими и из жизни французов. Но уже осенью 1897 года представитель Люмьер в России кинооператор Феликс Месгиш показал одесситам целую программу из жизни города: "Полдень в Одессе", "На Николаевском бульваре", "Домой после учебы" и другие. Это были первые кинокадры, снятые непосредственно в Одессе. Отсюда Ф. Месгиш поехал в Киев, где также сделал первые съемки будущей украинской столицы. В следующем году у него возник скандал после демонстрации кадров, на которых было видно, как российский офицер разрубил саблей бокал с шампанским, и оператор вынужден был покинуть Россию, но нам все же следует помнить о человеке, благодаря которому одесситы впервые получили возможность увидеть родной город на киноэкране.

Рассказывают, что...

...из всех лент, снятых Феликсом Месгишем в России, наибольший успех выпал на долю короткого сюжета "Разрушение стены". Когда на следующий день на показ пригласили рабочих, принимавших участие в разрушении, они были до такой степени ошарашены увиденным, что говорили друг другу: "Наши хозяева - волшебники!"

От "Фантомаса" до "Потемкина"

Начало ХХ века - период сногсшибательного роста популярности кинематографа. Фирмы "Бр. Пате" и "Гомон" демонстрируют фильмы практически по всему городу, арендуя помещения на Куликовом поле, привокзальной площади, на Пересыпи и Слободке. Особым успехом у одесситов пользовались сериалы о приключениях "непревзойденного сыщика" Ника Картера и "гениального вора" Фантомаса. "Фантомаса" все одесские мальчишки обязаны были посмотреть", - вспоминал выросший в Одессе знаменитый кинорежиссер Леонид Трауберг. (Забегая вперед, отметим, что и через шестьдесят лет этот герой вызвал бурную реакцию у одесского зрителя, особенно молодежи). А в 1907 году фирма "Пате" открыла свой филиал на Дерибасовской, 10. При входе установили рекламные щиты с изображением фонографа и другой аппаратуры, а на крыше укрепили название фирмы "Пате" из металлических позолоченных букв.

Рассказывают, что...

...хозяин иллюзиона "Реалии", который находился на первом этаже гостиницы "Франция", так рекламировал свое заведение:

Вернулся из Парижа, привез много новинок.

Много юмористических и комических картин под названием "День веселий и забав".

С 11 часов ночи - сеансы для мужчин".

Судя по этой рекламе, можно предположить, что то были первые в Одессе показы киноэротики.

Интересно, что одесские зрители еще в 1908 году имели возможность увидеть художественный фильм о восстании на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический". Создал эту картину, причем по "горячим следам" событий, французский режиссер Люсьен Нонг. Она называлась "Революция в России. События в Одессе". Вот что писал об этом фильме прославленный французский киновед Жорж Садуль в своем классическом исследовании "Всеобщая история кино": "Броненосец "Потемкин". Мятеж на борту. Офицер убивает матроса. Месть моряков. Отдания почестей умершему. Тело выставлено на набережной в Одессе. Обстрел. Народное восстание, грабежи и поджоги в городе. Репрессии... Фильм Нонга, к счастью, сохранился в варианте, раскрашенном от руки по трафарету. Рассказ ведется в хорошем темпе, сюжет интересно смонтирован. Режиссер... применяет истинно кинематографические средства... Декорации улиц Одессы, хотя и недостоверные, зато красивые и хорошо построены. Нонг управляет толпами людей с искусством и уверенностью бывшего руководителя статистов, и эффект, достигаемый им, весьма значителен... При изображении событий в Одессе командир броненосца "Потёмкин" был наделен самыми уязвимыми чертами, и все симпатии постановщика были на стороне матросов...". И это - почти за 20 лет до появления знаменитого шедевра Сергея Эйзенштейна!

Понятно, что картину в России запретили, однако фильм все же тайком демонстрировали в иллюзионе "Наука и искусство" (находился в Летнем саду недалеко от Пересыпского моста) на ночном сеансе, после официального окончания работы, "без музыки", однако при переполненном зале.

"Маг безудержного смеха"

Среди фильмов, которые в начале 1910-х годов пользовались наибольшей популярностью, главное место занимали комедии с участием знаменитого французского комика Макса Линдера. Так что неудивительно, что известие о приезде знаменитого актера всколыхнуло весь город. Встречать его на вокзале пришли даже те мастера, которые работали на сдельщине. Они пожертвовали в этот день своим заработком ради того, чтобы хоть издалека увидеть своего любимца.

А некоторые поклонники слагали в его честь целые оды:

О, комик, мим непревзойденный,

В электро-мире ты - один!

Прими от нас сей стих влюбленный,

Эпохи нашей исполин!

Ты - маг безудержного смеха...

Кипящих шуток лицедей.

Лишь ты явился - и потеха

Тотчас объемлет всех людей.

Огнем ритмических движений,

Оскалом блещущих зубов,

Ты с наших душ сгоняешь тени

Угрюмых дум, тоскливых снов...

17 декабря 1913 года, несмотря на стужу, уже с утра началось настоящее паломничество к железнодорожному вокзалу. Казалось, весь город пришел сюда. И вот, наконец, подошел поезд. Когда актер увидел огромную толпу, он сначала категорически отказался выходить из вагона: боялся, что его просто задушат в объятиях. С большим трудом удалось его провести через толпу, которая, кликушествуя от восторга, вопила: "Макс Линдер в Одессе! Ура!!".

На всем пути по Пушкинской до гостиницы "Лондонская" стояли люди, и так плотно, что пришлось приостановить трамвайное движение. И только после того, как актер вошел в гостиницу, толпа неохотно начала расходиться.

Отдохнув в отеле, актер встретился с местными журналистами. Когда его спросили о первых впечатлениях от города, Линдер рассмеялся (далее цитируем по журналу "Дивертисмент"):

"Одесситы, видимо, меня сильно любят. Меня так ударили в брюхо, что оно у меня и сейчас болит".

М. Линдер должен был выступать в Городском театре, однако, когда он осмотрел помещение, оно ему почему-то не понравилось. (А речь, между прочим, идет о нашей знаменитой "опере". Впрочем, у "звезд" всегда были непостижимые капризы!) Актер даже вообще хотел отказаться от выступления. Организаторы гастролей были в отчаянии:

- Но здесь пел сам Шаляпин, - привели они убедительный, на их взгляд, аргумент.

- Что мне Шаляпин! - свысока ответил комик. - Разве он умеет с крыши прыгать так, чтобы попасть в суп квартиранта с первого этажа?

Но в конце концов сменил гнев на милость...

Изначально планировалось, что Макс Линдер "с ансамблем" даст три спектакля - с 18-го по 20 декабря. При этом в первом отделении выступали одесские певцы, и только во втором Линдер играл в скетче "собственного производства" "Любовь и танго", где его партнерами были актриса М. Митчел и актеры Горби и Ферраль.

"Первое же его появление было встречено аплодисментами, - описывали местные журналисты, - и чем дальше, успех спектакля все рос и закончился к концу спектакля шумной овацией".

Учитывая это, М. Линдер дал еще два дополнительных представления 22 декабря. Днем он играл тот самый скетч "Любовь и танго", а вечером выступил с бенефисом. Программу бенефиса составили "русский танец (гопак), совместно с солистом балета одесского городского театра, в постановке балетмейстера И. И. Ковальского... английский модный танец", а также "новый скетч в одном действии, сочиненный Максом Линдером, "Педикюр по любви".

"Он не Поссарт, не Сальвинии, не Коклен, и играет не Шекспира, Шиллера и Мольера, а всего лишь маленький забавный скетч. Смотрите, слушайте и смейтесь. Ведь только этого хочет, в сущности, от нас Макс Линдер. Смеха чистого, светлого, радостного и беспечного, как у детей, желает дать вам этот артист", - отзывался об этом представлении одесский критик.

О том фуроре, который вызвало пребывание знаменитого комика в Одессе, дают представление воспоминания писателя Юрия Олеши:

"...Трудно вам передать, как был знаменит Макс Линдер! Духи, папиросы, галстуки, ботики, покрой, прически, манеры назывались его именем.

- Макс Линдер! - слышалось на улице. - Макс Линдер!

Это был маленький, изящный, вертлявый молодой человек, хорошенький, черноглазый, с тоненькими усиками, которого мы всегда видели одетым с иголочки. Цилиндр Макса Линдера! Как много он занимал внимания тогда.

Он был настолько невелик ростом, что, взобравшись на ограду кафе, я увидел его цилиндр сверху. Совершенно верно, он был совсем маленький, крошка, маленький франт в цилиндре, в черной крылатке, хорошенький, с усиками.

Его ждали в кафе, и вот он прибыл.

- Макс Линдер! Макс Линдер!

Я вишу, ухватившись за узор ограды, и в моей сведенной ладони еще и скомканные листья, потому что ограда чем-то увита, каким-то плющом.

Это происходит вечером, в эпоху, когда еще не применяются прожектора для уличных целей, когда электричество еще не слишком ярко. Усики Макса Линдера блестят так, как блестели бы, освещай их попросту свеча. Он розовощек, и глаза его блестят.

Его встречают аплодисментами, он входит меж каких-то поручней и исчезает для меня навсегда. Ну что ж, во всяком случае, я его видел, живого, Макса Линдера!"

Впрочем, остроумные одесситы смогли пошутить даже над прославленным комиком. Сначала было известно, что М. Линдер приедет в Одессу 15 декабря. Затем его визит перенесли на 17-е, но многие об этом не знали, и потому собрались на вокзале. Этим обстоятельством воспользовались администраторы Театра миниатюр, загримировав одного из своих актеров "под Макса Линдера" и отправив его вместе с оператором фирмы "Бр. Пате" на вокзал. Грим был настолько удачным, что часть публики приняла актера за настоящего Линдера и горячо приветствовала его. Однако другая часть заподозрила "подделку" и выражала недовольство. Что не помешало актеру в гриме с шумом проехать по Пушкинской.

Александр ГАЛЯС.