Номер 34 (1427), 28.09.2018
Среди мероприятий, которые предложил своей публике Четвертый фестиваль искусств "Бархатный сезон в Одесской опере", особое внимание привлек концерт "Последний романтик" из произведений Рихарда Штрауса.
Главный дирижер ОНАТОБ Александру Самоилэ превзошел себя вместе с оркестром, хором и солистами. Музыка в стиле позднего романтизма, где много не только оркестровых "вкусностей", но и "лишних" нот, и некоторых длиннот (ритм жизни все же был иным во времена композитора, зрители никуда не торопились, могли проводить в театре четыре часа кряду, а потом закатиться в ресторан), прозвучала в высшей степени превосходно. А вишенкой на совместно испеченном театральном торте оказалось режиссерское решение, которое предложил Евгений Лавренчук, новый главреж, в чьем послужном списке - сотрудничество с Романом Виктюком. Главный художник Игорь Анисенко обнажил сцену, лишив ее бархатной одежды (от этого и акустика выиграла), и на фоне такого минимализма, расцвеченного стараниями художника по свету Вячеслава Ушеренко, особенно выигрышно смотрится выразительная пластика и мимика артистов.
Комическая опера "Кавалер роз" вполне может быть поставлена на нашей сцене целиком, она наиболее легка для восприятия и не перегружена проблемами древнегреческих или библейских персонажей, как "Ариадна на Наксосе" или "Саломея".
Служебная, но от этого не менее эффектная роль мужского балета в ряде номеров, украсила сцену утреннего туалета барона Окса (бас Виктор Шевченко) - танцоры грациозно подавали различные аксессуары и брызгали одеколоном... Красавец барон готовился к встрече с переодетым в женское платье юношей Октавианом (меццо-сопрано Таисия Шафранская), но лукавый режиссер упустил момент переодевания, Октавиан остается во фраке, панталонах и цилиндре, и ухаживания барона выглядят парадоксально...
Барон завлекающе расстегивает рубаху, демонстрируя спортивный торс, пытается рукой нащупать биение сердца "камеристки", целует кончики пальцев, прикладывая их то к щечке, то к бедру визави. А у Октавиана при этом горят глаза, и на губах блуждает шаловливая улыбка! По сюжету в опере происходит помолвка Октавиана и Софи (сопрано Надежда Сычук), и режиссер заставил певиц поцеловаться в губы (а они вроде бы и не против), причем Октавиан снимает цилиндр, рассыпая кудри по плечам...
Тонко продуманный эротизм сцен из опер "Ариадна на Наксосе" (Цербинетта - Анастасия Санникова, Вакх и Ариадна - Владислав Горай и Юлия Терещук) и "Каприччио" (графиня - Надежда Сычук), танец семи покрывал из оперы "Саломея" (хореограф Алексей Скляренко и заслуженная артистка Украины Елена Добрянская наполнили сцену хищным обаянием опасной женщины-самки).
На пресс-конференции перед фестивалем дирижер сетовал, что не удалось уговорить балерину предстать в конце танца полностью обнаженной. Лукавил маэстро, уж он-то знает, что человеческое тело в лучах прожекторов смотрится мертвенно и бледно (какая уж тут эротика!), телесное трико обеспечивает гораздо более выигрышную мизансцену. Партия Саломеи - это прежде всего вокал, о чем напомнила, исполнив финальную сцену оперы, сопрано Анна Литвинова, и зал накрыло ужасом от откровений радующейся страшной награде (головой Иоанна Крестителя царь Ирод наградил Саломею за тот самый танец семи одно за другим отброшенных покрывал), и все же мучимой совестью и обуреваемой порочной любовью к умершему святому царевны... Тяжелая история, не надо нам ее на сцене, а вот пропитанный веселой, лукавой эротикой "Кавалер роз" в постановке Лавренчука мог бы стать хитом репертуара.
Этому режиссеру хватит чувства меры и вкуса, чтобы не опуститься до дешевых и пошлых приемов, ныне так широко используемых в так называемой "режопере", ему удастся взбодрить и подхлестнуть оперную сцену в хорошем смысле. Эротика - это позитив, и в определенных дозах она желанна в опере, ведь, признаемся честно, никого более не волнуют стоящие, как истуканы, персонажи в тяжелых бархатных одеяниях. Так что ждем от молодого режиссера и обещанную "Травиату", и "Кавалера роз", и многое другое, включая концертные программы со сценами из не идущих в театре полностью оперных полотен.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.