Номер 33 (1522), 15.10.2020
Почему бы и нет, скажете вы. Но дослушайте до конца! Любить мужчину-директора (неважно чего, хоть землетрясения) дамы охотно рады. А если директор — женщина? Тут возникнут у сильного пола сомнения, и небеспочвенные. Не каждый готов получать от своей зазнобы команды и руководства к действию, произнесенные безапелляционным тоном. Так и в нашей истории! Одесский академический русский драматический театр представил на своей малой сцене новый спектакль по пьесе японского драматурга Коки Митани "Академия смеха".
В оригинале присутствует суровый военный цензор, в данной трактовке его заменила директор театра (нет, не "директорка", обойдемся без новомодных феминизмов, застревающих в горле), "усиленная" молоденькой симпатичной секретаршей. Драматург почти расслабился, предлагая театру свое творение, а зря: на пути к успеху возникают все новые и новые препятствия!
Спектакль — авторская версия выпускника Харьковского Университета искусств Кирилла Галушки. Надежда Машукова играет королеву театра несколько замученной жизнью женщиной, попавшей в искусство по воле случая (партийная разнарядка? И такое бывает в наше время), директриса не в своей тарелке, ей всюду чудится окрик "сверху", надо все предусмотреть. А от творческих людей только и жди подвоха! Накуролесят, а ты отвечай... Ведь почему профессия театрального директора становится женской? Все просто: мужчины уступают ее слабому полу, ибо денег и славы особой на такой должности не приобрести, зато хлопот и неприятностей хоть отбавляй.
Директриса волею режиссера "получает" десяток кошек и еще залетный ворон у нее поселяется, это можно выдержать?! Была бы она злой, выгнала бы всех, а так ворчит, но заботится, периодически добывая из прически черные вороновы перья... Мужское внимание, которое вдруг начинает оказывать директрисе драматург, раскованный и галантный, мечтающий пристроить свое детище уже не в любительскую труппу, а в академический театр — вот он, Новосельцев нашего времени, поди разбери, не по расчету ли он решил приволокнуться за влиятельной дамой? Заслуженный артист Украины Михаил Дроботов делает своего героя однозначно талантливым, эксцентричным при всей мягкости и уступчивости характера. Драматургу сперва нравится вносить переделки в пьесу по желанию руководительницы, а затем уже хочется исполнять все желания, какие только сможет прочесть в ее глазах — это читается по изменившейся пластике, горделивым тигриным прыжкам и эпатажным выходкам, способным привлечь внимание вовсе не такой уж суровой красавицы.
И пусть неподалеку маячит соблазнительная фигурка секретарши Даши (Дарья Кюркчу), эти двое перепишут пьесу своей жизни как надо.
Директриса держит в кабинете портрет Шекспира и других великих драматургов, однако "молится" вовсе не на них, а на некую "администрацию", вспоминается ключевая фраза руководителей советского прошлого: "Нас не поймут!..". Уместен ли юмор со сцены в наше непростое время — конечно же, да! Увести действие в сторону мелодрамы — право театра и постановщика. Становится ли звучание пьесы более острым от этого — нет. Но это и хорошо. Я бы вообще посоветовала руководителям всех мастей почаще влюбляться, они от этого рассеянно-мечтательными становятся, и подчиненным полегче с таким начальством... "Академия смеха" с ее постоянными отсылами к Шекспиру гармонично сочетается с другой новинкой репертуара, комедией Кена Людвига "Примадонны" (о ней расскажем в другой раз), а еще с "Укрощением строптивых", уже закрепившемся в репертуаре спектакле, где много переделок шекспировского оригинала. Что ж, это очень правильно и хорошо, когда руководитель театра может сказать: "Я себя под Шекспиром чищу!". Достойный ориентир.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.