Номер 19 (815), 19.05.2006

К 2390-летию со дня рождения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

ОСНОВОПОЛОЖНИК ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

"Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять", – писал древнегреческий философ и ученый Аристотель.

Имя Аристотеля – живой символ, обозначающий собой тот тип человекомерного рационального отношения к миру, с которым и сегодня накрепко связаны и науки, и искусства, и вся созидательная деятельность в обществе.

Наши логика и грамматика, приемы научной мысли, основные категории, понятия и представления (о месте и времени, о качестве и количестве, о действительном и возможном и т. д.), сквозь "сеть" которых мы видим мир и с помощью которых мы объясняем его изменчивое удивительное разнообразие, – все это в значительной степени было осознано, выявлено, сформулировано и проанализировано именно Аристотелем.

Самый выдающийся ученик Платона, он соединял силу платоновского умозрения с направленностью мысли на посюсторонний мир, на переменчивую и разнообразную природу, на весь космос и человеческие установления – от форм государства до поэзии. Рассудительность, осторожность, неспешность и основательность в познании и в делах, последовательность и постепенность в достижении разумных целей, живой интерес и чуткое отношение ко всему существующему, сколь бы незначителым оно ни казалось, умение распознавать в малом великое, в обыденном значительное, высочайшая интеллектуальная трезвость и честность, стремление ничего из наблюдаемого не упустить, но в то же время умение не потеряться в мелочах – вот некоторые характерные черты аристотелевского стиля мышления, составляющего золотой фонд науки и культуры.

Аристотель видел мир как слаженное в разветвленное единство органическое целое. Для него именно живые организмы служили отправным пунктом для понимания неживого, в частности механического движения. Количественные характеристики подчинялись у него качественным: каждая стихия (или элемент) двигалась к своему "естественному месту" независимо от ее величины. Так, например, какой бы огромной ни была масса "огня", она все равно будет двигаться "вверх" – туда, где находится "естественное месте" огня. Порядок в космосе был порядком качеств, а не количеств, как это провозгласит новая механика в XVII веке. Принцип качественности дополнялся у Аристотеля принципом непрерывности. Жестких границ между различными царствами природы у Аристотеля нет. "Природа переходит непрерывно от тел неодушевленных к животным через посредство живых существ, которые не являются животными, так что одно совсем мало отличается от другого вследствие близости их друг к другу". Цель существ, явлений непрерывна, постепенна, между любыми видами существуют промежуточные формы, а любое качество предполагает всевозможные степени своей интенсивности.

Маркс справедливо назвал Аристотеля "Александром Македонским греческой философии". Действительно, время расцвета его деятельности совпадает с головокружительными успехами походов его ученика, македонского монарха Александра, отец которого, Филипп, подчинил себе греческие города-государства. В ответ на македонский политический вызов Аристотель, грек, родившийся в Македонии, ставит своей целью духовное подчинение греческой культуре новой македонской империи. Блистательные походы Александра не только доставляли ученому-энциклопедисту обильный географический, зоологический, ботанический, этнографический и т. п. материал, но и побуждали его влиять на будущее завоеванных народов. Если величайший полководец древности основывал новые города, например, Александрию в Египте, то его учитель, величайший ученый древнего мира, разрабатывал для этих городов оптимальные, как он считал, формы государственного устройства, исходя из опыта греческих полисов, но освобождая их при этом от недостатков, обнаружившихся в ходе исторического развития греческих городов-государств. В своей политической теории Аристотель решительно разошелся с Платоном, который в полном обобществлении (и жен, и детей, и имущества) видел спасительное средство от тех социальных бед, с которыми столкнулись греческие города-государства.

"К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Поэтому, считает Аристотель, критикуя социальную утопию Платона, собственность не должна безоговорочно обобществляться, но пользование ею должно быть общественным. В этих замечаниях Аристотеля – исток тех идей о многообразии форм собственности, которые так актуальны стали сейчас, когда наша страна и весь бывший мир социализма претерпевают глубокие революционные преобразования.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.