Номер 10 (857), 23.03.2007
Одесскому городскому совету (если строго следовать преемственности названия) в этом месяце исполняется 90 лет. Почему об этом не вспоминают депутаты - вопрос к ним. А вот известный журналист Ким Каневский вспомнил и предложил нашей газете цикл рассказов об истории этого органа власти. С этого номера мы начинаем публикацию...
I. СТРАНИЧКА ДНЕВНИКА
(Еще до вступления)
В 1978-м, ко мне, корреспондентику областной молодежной газеты, спустился с небес полпред первого секретаря обкома комсомола: срочно потребовались нынешние координаты тех, кто весной - летом - осенью 1917-го создавали в Одессе молодежную революционную организацию и ее прессу. Эти, юные тогда одесситы, были затем высоко (аж до Харькова, Киева и Москвы) подняты гребнем 1920-х годов, раздавлены и вышвырнуты на смитник страны в конце 1930-х, чудом выжили и со справками о невиновности коротали финишную прямую на персональных пенсиях в ранге ветеранов КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВЧК-ОГПУ-НКГБ, НКВД-МВД, МГБ-МООП-КГБ и членов литературного объединения старых большевиков при Институте марксизма- ленинизма ЦК КПСС.
Все это прямо касалось моего семейного архива, книги, над которой я тогда сдуру корпел, и пьесы, которую к 70-летию ВЛКСМ поставил наш ТЮЗ - тогда еще им. Николая Островского. Отсюда и обширная переписка с вышепоименованными историческими личностями, плоды которой, кроме всяких шуток, свято храню и сегодня - так, из упрямства. Само собой, тогда все это нисколько не интересовало молодежного лидера Одесщины иже с ним. Просто Москва порекомендовала республикам и областям поздравить ветеранов своих комсомольских организаций с юбилеем ВЛКСМ персонально. И у того, чей удобный трон стоял на их муках и на костях их менее удачливых товарищей, таковых не оказалось. Разумеется, можно было обратиться по соседству - в партархив. Но простота и деловитость подсказали куда более рациональный (хоть и выдающий с головой в плане морали) путь - что-то там крапает, с кем-то там переписывается, в чем-то там пытается разобраться неугомонный этот почемучка - проще взять в готовом виде у него.
Разумеется, я дал все что мог. И стал получать изумленные письма этих стариков, уже давно привыкших к тому, что они, родившие молодежный союз, сами по себе, а их отпрыск (кстати сказать, так мало похожий на то, что они прожили и за что заплатили лучшими годами своих жизней) - сам по себе. Я успокаивал их, как мог. Тем более, что юбилей комсомола, как и всякий юбилей, моментально сменился буднями и уже более никто из наследников комсомольской славы и будущих "новых русских" ко мне за такими пустяками не обращался.
II. ОТКУДА ВСЕ ЭТО ПРОЗНАЛ А.С. ПУШКИН?
(Вступление)
Пушкинисты убеждены в том, что поэт был еще и величайшим знатоком нашей сущности. Простые смертные читатели, по крайности, догадываются об этом, поминутно спотыкаясь о мудрейшие строки. Например, о том, что мы - ленивы и нелюбопытны. Уж не имел ли в виду Александр Сергеевич наше патологическое равнодушие ко всему, в чем сию минуту не виден чисто практический смысл? К прошлому и предкам, например?
Обидно? Оскорбительно? Или все же - факт? Нижеследующее - своего рода тест, подтверждающий или опровергающий пушкинский тезис о нашей исторической, социальной и, наконец, чисто человеческой ущербности. Увы, выступившая в роли куда более подробного теста практика трех последних пятилеток не только не опровергла классика, но и сама по себе стала возможной во многом благодаря и нашей неосведомленности о собственном прошлом, и глубоком равнодушии к нему. В 1997 году, к примеру, я робко предложил отметить... 80-летие Одесского горсовета. И на меня глянули, как красноармеец на вошь: с ума, штоль, скатился! Зачем нам эти большевистские штучки!
Между тем всякий, хоть немного интересующийся историй (и удовлетворяющий этот интерес не только последними публикациями местной прессы), знает: рожденный весной 1917 года Одесский совет не был ни большевистским, ни даже коммунистическим в целом (к сведению ленивых: меньшевики - тоже коммунисты). В ту же эпоху и по тем же причинам слетел с герба города "Потемкин", который прославился в 1905 году в буржуазно-демократическую революцию в борьбе за свободу капитала, торговли на суше и на море - против царизма. То есть, за идеалы, которые сегодня торжествуют, как могут. Стало быть, броненосец только тогда и должен был появиться на гербе современной Одессы. Увы, его, по всей видимости, спутали с крейсером Балтфлота "Авророй", прославившимся в пролетарской, антикапиталистической революции...
Кстати, о горсовете: рождался он именно весной-летом 1917 года. И отнюдь не в том виде, как в дальнейшем это трактовал "Краткий курс истории ВКП(б)". Не пришло ли время полистать документы той эпохи? Тоже ведь тест для нас с вами.
"Собрание рабочих депутатов и представителей армии и флота шлет поздравления Временному правительству с первой победой, одержанной им над темными силами страны. Мы готовы поддерживать Временное правительство во всех его начинаниях, поскольку оно будет стремиться к управлению и расширению установленного нового порядка, поскольку оно будет проникнуто последовательно демократическим характером, поскольку Временное правительство будет опираться на организованные народные массы и поскольку будут приняты меры к облегчению положения рабочих и крестьянства...".
(Из протокола первого заседания Одесского городского совета рабочих депутатов и представителей армии и флота 6 марта 1917 года.)
Ну-с? Какой же это большевизм? Где здесь "никакой поддержки Временному правительству"? Наоборот, полная поддержка. А про "Вся власть - Советам!" - ни словечка. Зря, ох, зря испугались тогда моего предложения. Впрочем, едем дальше. Сколько человек составили первый исполком Одесского горсовета?
"...Затем приступили к выборам членов исполнительного комитета, решено было избрать часть исполкома в составе 21 человек. Дальнейшие выборы в исполком произвести по пополнению состава совета".
А вот и первое воззвание первого горсовета в одесском духе: "Товарищи! Во сне это или наяву? Войска, шествующие по городу с красным знаменем. Красный флаг под зданием "Пеликановской Думы" (т.е. одесской дореволюционной, черносотенной Думы во главе с неким Пеликановым. - К.К.). Свободные митинги. Свободная печать. Временное правительство. Учредительное собрание. Счастливо то поколение, которое переживает подобные дни". (10 марта 1917 года).
И красный цвет знамен и флагов означал антимонархизм и революционность - не с царским же триколором было праздновать демократической Одессе свой прорыв из постфеодализма! И до самого начала гражданской войны именно красный цвет символизировал отречение от старого николаевского мира. Даже брат царя, великий князь Михаил подтвердил на всю Европу свой отказ от трона огромной красной повязкой на рукаве шинели.
Не одними, впрочем, декларациями занят был новорожденный в марте 1917 Одесский совет: еще не став толком на ноги, он уже основательно и чисто практически грузил свой исполком.
"...Предлагаем Исполнительному Комитету выработать ряд мер для удешевления жизни и организации продовольствия..."
"...Употребить все силы для облегчения положения уголовных арестованных" (подчеркнуто "уголовных", а не "политических". Этих попросту выпустили).
"...Избрать комиссию для выработки плана районных организаций Совета..."
"...заняться организацией милиции из рабочих и населения и принять меры к тому, чтобы полиция была как можно скорее расформирована..." (Резолюция общего собрания Совета 12 марта 1918 года).
Нижеследующее может послужить материалом для размышления руководства и актива общественности нынешних районов города: "районные организации (совета. - К.К.) решено организовать по следующим районам: Пересыпь, Слободка, городской, Молдаванка, 3-я Станция, Порт. Пересыпьский район уже сорганизовался ". (Первыми, само собой, были мои предки - пересыпчане!). (19 марта 1917 года).
А эту информацию следует, вероятно публиковать под современной рубрикой "Город - селу": "Исполнительным комитетом Совета... образована особая секция для работы среди крестьян и посылки летучих отрядов в район... Крестьянской секцией организован комитет представителей социалистических партий, представителей Московского союза потребительских обществ... Совет ведет переговоры с обществом промышленников Юга ("Проюг"), с хозяевами- ремесленниками, которые к понедельнику, 20 марта, будут завершены".
Видите, как все мирно, культурно, разумно и главное - целиком демократично обстояло в Одесском горсовета и его исполкоме дело 19 марта 1917 года.
Или вот строки к одесситам, периодически охваченным легкой тревогой относительно цены на хлеб, воспринимаемые с особой теплотой:
"Немедленно предоставить обществу пекарей приступить к выпечке хлеба в бывшей пекарне Сорокопуло, находящейся по Госпитальной улице, № 35, ныне реквизированной Молдаванским районным комитетом Совета..., где вышеупомянутое общество пекарей обязуется выпекать хлеб для продажи населению по цене себестоимости; муку и дрова обязуются поставлять продовольственная секция Совета рабочих депутатов района Молдаванки и вышеназванная пекарня будет иметь вывеску Совета..."
Это из решения продовольственной секции Совета рабочих депутатов Молдаванского района Одессы от 5 мая 1917 года.
А эти строки привлекут лидеров и активистов наших современных профсоюзов. "Правление профессионального союза металлистов и машиностроительных рабочих Херсонской губернии просит товарищей рабочих записываться в союз и приступать к выборам делегатов от членов союза..." "На лесопильном заводе Гросмана состоялось собрание всех рабочих-лесопильщиков, отчальщиков и мазников. Был организован профессиональный союз лесопильщиков Одессы..." "Союз рабочих трамвая - рабочие Одесского трамвая организовали профессиональный союз. Избранно правление союза: председатель - Бабкин, секретарь - Гольман, казначей - Камышный. Вступительный взнос определен в один рубль, а отчисления в кассу союза еженедельного заработка - в один процент". (18 мая 1917 года).
(Продолжение следует.)
Ким КАНЕВСКИЙ.
Коллажи А. КОСТРОМЕНКО.