Номер 8 (1253), 6.03.2015
Современная академическая музыка в концертных залах города звучит не так часто, как классика, но имеет свою аудиторию и поклонников благодаря интригующему сочетанию глубины и новаторства. В исполнении Национального Одесского филармонического оркестра на днях была представлена в Большом зале филармонии новая концертная программа. Место за дирижерским пультом занял известный украинский композитор и дирижер Владимир Рунчак. А место за роялем - солист, одесский пианист Александр Перепелица.
Прозвучали Концерт для симфонического оркестра без фортепиано Forte/piano Владимира Рунчака (2008), Второй концерт для фортепиано и симфонического оркестра Белы Бартока (1931) и созданное по эскизам Десятой симфонии Франца Шуберта произведение Лучано Берио Rendering ("Истолкование", 1989-1990). Оригинальное произведение маэстро, которым он продирижировал, задало тон всему концерту. Необычная форма (значительная часть музыкального материала поручена оркестру, а в финале звучит развернутое соло фортепиано, причем инструмент стоит за оркестрантами, пианист публике не виден) исполненного патетики сочинения ассоциируется с античным хором и протагонистом, причем протагонист резюмировал общее высказывание...
Во время исполнения Концерта Бартока Александр Перепелица сел за рояль, стоящий, как и полагается, возле дирижерского пульта, на всем виду у публики. Блестящее, темпераментное произведение великого венгра, свободное по ритму и эмоциям, и при этом очень цельное, великолепно раскрыло возможности молодого пианиста. Стоит напомнить, что Александр Перепелица, выпускник Одесской Национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, в прошлом году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Актуальные жанрово-стилевые тенденции современного фортепианного исполнительства (на материале сочинений Белы Бартока, Валентина Сильвестрова, Владимира Рунчака и Кармеллы Цепколенко), и это тот самый счастливый случай, когда пианист сочетает исполнительский дар с наблюдательностью музыковеда. Сейчас Александр осваивает в "альма матер" симфоническое дирижирование, и здесь ему тоже наверняка будет сопутствовать успех - публика уже не раз имела возможность оценить, как он руководит своим ансамблем современной академической музыки "Senza Sforzando".
Завершавшее программу произведение Лучано Берио напомнило о надежности классики - в структуре "Истолкования" головокружительно красивые фразы Шуберта (ведь данная симфония не была завершена классиком) поддержаны, говоря словами Джордано Монтекки, "радужной музыкальной стяжкой", призванной сохранить и донести до слушателя музыку, имевшую все шансы оказаться в забвении. Так разрушающееся старинное здание порой реставрируют при помощи современных материалов, и получается тактично - без архаики. Незабываемый вечер в филармонии прошел к взаимному удовольствию публики, маэстро и оркестра, уже в который раз отличившегося под управлением Владимира Рунчака, одного из наиболее прогрессивных украинских композиторов и дирижеров.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.