Номер 34 (1523), 22.10.2020

КИНОЗАЛ — ВЕСЬ МИР

Окончание публикации о наиболее интересных моментах 11-го Одесского международного кинофестиваля (начало см. "Порто-франко" от 8 и 15 октября с. г.).

ЧТО ДЕЛАТЬ С "КИНО-НЕЛЕГАЛАМИ"?

Профессионалы киноиндустрии с особым интересом отнеслись к онлайн-дискуссии на тему "Как работать с легальными и нелегальными видеоплатформами". Интерес был вызван массовым распространением "пиратского" показа кинофильмов в Интернете.


"Существует около 35 видов использования аудиовизуального контента. И они все могут сочетаться между собой, — отметила Татьяна Смирнова, директор по юридическим вопросам "1 + 1 медиа". — В классификации мы отдельно выделяем кинотеатральный прокат и прокат в онлайн-кинотеатрах. Если говорить о технологиях, мы можем использовать видео на веб-сайтах, на платформах общего доступа (Youtube, Facebook), в мобильных приложениях. Затем можем говорить о способах использования, которые зависят от оплаты контента пользователем: свободное, связанное с просмотром рекламы или сделкой за каждый просмотр, абонентская плата за определенный период времени. Также можем выделить право на скачивание".

Михаил Юдин, старший юрист Axon Partners, пояснил, что некоторые люди до сих пор думают, что "можно как-то договориться, "перекинуться" электронными письмами, отправить документ в формате Word. Однако неподписанный договор не является документом. Для начала нужно оформить письменный документ и добавить подпись. Если говорить о содержании, то важно правильно прописать предмет. Вроде бы это очевидно, но представители креативных дисциплин часто не понимают, что они, например, передают не права на ленту или жесткий диск, а права на интеллектуальную собственность. В конце получается так, что интеллектуальная собственность остается у того, кто имел ее в самом начале".

ТЕХНОЛОГИИ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫ, ЧЕМ ТАЛАНТ

В ходе профессиональной секции Film Industry Office состоялась дискуссия "Диджитализация в украинской киноиндустрии: тенденции и новые решения".

"Как режиссер фильма авторского сегмента, я понимаю, что такое кино в Украине имеет ограниченные возможности дойти до зрителя, — призналась Надежда Парфан, основательница онлайн-кинотеатра Takflix.com. — Мой фильм "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго" вышел в очень хороший кинотеатральный прокат для своего типа, но все же он оказался недостаточным для того количества людей, которые хотели его увидеть. Я начала с того, что исследовала, какие есть варианты интернет-платформ в Украине и мире. В определенный момент поняла, что для моего фильма таких платформ нет. То есть, в принципе платформы существуют, но украинское авторское кино требует определенной аудитории, поэтому подходящих вариантов для онлайн-дистрибуции не было или, по крайней мере, я их не нашла. Так возникла идея создать онлайн-кинотеатр Takflix.com".

Несколько иные причины подвигли Ольгу Любарову создать кастинг-платформу Dreamcast.

"Идея создания такой платформы возникла тогда, когда стало понятно, что зарубежным режиссерам нужно где-то найти украинских актеров, — рассказала Ольга. — Так же и для локального рынка не было кастинг-сервиса, который бы упрощал работу кастинг-директорам. Имеется в виду место, где были бы представлены все украинские актеры и актрисы из всех регионов Украины. Ведь сейчас система работает так, что если мне нужен какой-то актер из Харькова, я должна туда ехать или контактировать с театрами, но не все театры имеют фотографии актеров, я уже не говорю о видеовизитках. А на нашей платформе украинские актеры могут представить всю информацию о себе и получить отклик от кастинг-директоров. Они также могут проверить, на каком этапе находится их заявка, приняли ли ее вообще или же отклонили".

Виктория Ярмощук из FILM.UA Group уверена, что технологии являются не менее важной составляющей успешного кинопроизводства, что и талант.

"Поэтому мы решили открыть отдел инноваций и исследований, который возглавляет Евгений Санников, имеющий большой опыт разного рода исследований, — рассказала Виктория. — Главная наша задача — предоставить возможность создателям фильмов использовать технологии. Сейчас мы работаем в направлении развития дополненной реальности, виртуальной, 3D-печати, большое внимание уделяем искусственному интеллекту и нейронным сеткам для генерирования контента. Мы считаем, что все эти технологии открывают большие возможности: от обработки видео к созданию цифровых персонажей с помощью искусственного интеллекта".

ОТ БАЛАЯНА ДО "ШАРЛАТАНА"

Торжественная церемония закрытия 11-го ОМКФ, как и его открытие, впервые в истории феста прошла в онлайн-формате. Ее провели телеведущая и актриса Янина Соколова и телеведущий Олег Панюта. Сопровождалась церемония музыкой в исполнении группы "Дао Парк".

Больше всего зрители ждали, естественно, объявления победителей. В результате зрительского голосования Гран-при в Международной программе ОМКФ получил фильм "Ужин в Америке" режиссера Адама Ремейера, а "Приз зрительских симпатий" в Национальной программе достался ленте "Виктор Робот" в постановке Анатолия Лавренишина.

"Онлайн-фестиваль — это новый вызов для нас, — призналась генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич. — Мы поняли, что это совершенно другой формат, другие задачи, другой подход и другое расстояние от нашего зрителя. Однако вкус пришел во время игры, и нам это очень понравилось. Сейчас, когда я смотрю на лица победителей, то чувствую такие же невероятные чувства и мурашки по телу".

"В эти непростые времена для культуры и кино для нас было очень важно, что индустрия, в частности украинская, поддержала фестиваль и дала возможность показать разнообразные, качественные украинские фильмы. Приз зрительских симпатий в Национальной программе вручается уже второй год подряд. Наблюдать за тем, как аудитория реагирует и оценивает свое украинское кино, было очень приятно", — добавил программный директор ОМКФ Антельм Видо.

Постановщик фильма "Ужин в Америке" Адам Ремейер, ставший обладателем главной награды 11-го ОМКФ, не скрывал эмоций: "Спасибо огромное всем вовлеченным в организацию фестиваля. Для меня это очень трогательный момент, поэтому я сейчас сразу побегу делиться новостью с творческой командой. Очень рад, что фильм вызвал такую реакцию у зрителей, что они сердцем почувствовали близость к нему".

В своем заключительном слове Президент ОМКФ, председатель наблюдательного совета Украинской киноакадемии Виктория Тигипко отметила, что кинофестиваль состоялся даже в такое непростое время.

"Мы не побоялись рискнуть и провести его в гибридном формате — онлайн и офлайн, — сказала В. Тигипко. — В кратчайшие сроки мы создали уникальную платформу, которую уже посетили 20 тысяч уникальных пользователей и к концу периода просмотров мы ожидаем 30 тысяч. Мы получили более 150 тысяч онлайн-просмотров всех событий ОМКФ, охватив аудиторию в 350 тысяч. Еще сто кинодеятелей виртуально приняли участие в кинофестивале этого года. Мы провели масштабный киноперформанс на Потемкинской лестнице, где показали классику немецкого экспрессионизма "Голем, как он пришел в мир", этому фильму исполнилось 100 лет. В дальнейшем наша цель — синергия онлайн и офлайн для привлечения еще большей международной аудитории. Мы стопроцентно встретимся в следующем году на 12-м ОМКФ, ведь вся наша команда работает над тем, чтобы привозить на фестиваль лучшие фильмы со всего мира".

Почетный "Золотой Дюк" за вклад в киноискусство был вручен одному из самых известных украинских режиссеров Роману Балаяну. А фильмом закрытия 11-го ОМКФ была новая работа Агнешки Холланд "Шарлатан".

ПОСТФЕСТИВАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Лучшей актрисой года" по версии ОМКФ признана Мария Хомутова, исполнившая главную роль в фильме "Двое". Мария — одесситка. Известие о награде она отметила радостным постом в Фейсбуке.

"Какой украинский актёр не мечтает получить награду на Odesa International Film Festival? Я об этом мечтала уже лет десять, с тех пор, как ездила на фестиваль сначала как "летняя школа", потом как "индастри", потом, когда нас кормили вкуснейшими обедами организаторы, как участников воркшопа у Шведова. И каждый год я надеялась на то, что фильм с моим участием будет в нацпрограмме, что все эти годы поездок и просмотров не напрасны, что это же мой город, у меня же тут первая театральная студия, первая любовь, что каждая улица помнит и знает о моих надеждах и стремлениях, что меня обязательно отметят, заметят, приметят... И год от года эта надежда тлела-тлела-тлела, иногда угасала, а в этом году в связи с пандемией почти совсем угасла. Если бы при этом всём не мои друзья-актёры и режиссёры, самого разного возраста и опыта, которые появлялись в неожиданные и нужные моменты жизни и звали в свои короткие метры, экспериментальные спектакли, на актёрские интенсивы, какие-то нетворкинги, на которых я никогда не знала, к кому подходить, что говорить, раздували последние искорки словами поддержки — ничего бы этого не было. И я с упорством идиота, уже сама иногда не понимая зачем, опять шла на это всё, платно, бесплатно, ехала в другой город, снималась в эпизодах в сериалах, чтобы были какие-то гроши, преподавала, стихи в соцсетях читала, крючком вязала... Конечно, только это меня и вытянуло из отчаяния и сомнений, когда уже не понимаешь, тем или не тем ты вообще занимаешься, откуда эти годы простоя, за этим ли ты поступала в театральный (да ещё и не сразу), что ты делаешь по большому счёту и зачем... И только вдруг — когда мне стукнуло 33, я ослабила хватку, счастливо вышла замуж и подумала: ну всё, значит не судьба мне, буду с мужем в Канаде сидеть и готовиться к главной роли в жизни женщины — вдруг приваливает эта награда, "когда её совсем не ждёшь", когда я почти "забыла за" прошлогодний фильм, когда уже на периферии сознания держишь чьи-то разбивающиеся тарелки, на которых нет моего имени, и не дума ешь ни о каком признании — вдруг оно случается. Это, конечно, очень иронично! Безо всяких красных дорожек, без красивой меня на сцене Оперного театра (но в онлайне, сидя в комнате и тапочках), для усмирения эго, для воодушевления за прошлые работы и просто, чтобы были силы и мотивация дальше работать — полагаю, за это собирательное "всё" я и получила на орехи. Судьба проявила ко мне сочувствие. У каждого актёра случается такой счастливый момент в биографии, теперь я это точно знаю и хочу сказать это всем.

А фильм "Двое", который своей чуткой душой и крепкой рукой снял Vlad Vitriv, протянув мне эту самую руку в самый нужный момент прошлого года, за который получить Дюка, мне кажется, не стыдно... Благодарю всех, кто причастен! Пришло время осваивать зарубежные территории".

Подготовил Андрей ТИШКОВ при содействии пресс-службы ОМКФ-2020.