Номер 16 (1409), 18.05.2018

ПРЕЛЮДИЯ В ЧЕСТЬ ГЕРОЯ

Обычно число "двадцать четыре" не считается юбилейным или символическим, чего не скажешь о музыке и прелюдиях. Многие композиторы, писавшие прелюдии, предшествующие развернутым сочинениям или самостоятельные, составляли из них циклы: 24 пьесы в двадцати четырех имеющихся в музыке тональностях.

Недавний фестиваль "Два дня и две ночи современной музыки" - двадцать четвертый по счету, вполне "юбилейный". По сложившейся традиции собственно фестивальная программа начинается после полудня и заканчивается глубокой ночью. В ее преддверии проводятся концерты, названные креативными авторами фестивальной концепции "концертами-прелюдиями", и весь фестиваль превращается в гигантское музыкальное произведение со вступительной и основной частью. "Вступительная часть" - это, как правило, концертные программы монографического плана, посвященные творчеству композиторов-юбиляров или произведениям для определенного инструмента. Не стал исключением и нынешний, двадцать четвертый фестиваль. Темами его "прелюдий" были избраны музыкальные даты: 80-летие украинского композитора, здравствующего классика современной музыки, Героя Украины Мирослава Михайловича Скорика и 50-летие памяти великого украинского композитора Бориса Николаевича Лятошинского. Именно молодому преподавателю тогдашней Киевской консерватории им. П. И. Чайковского М. Скорику было поручено принять класс композиции взамен ушедшего из жизни маэстро.

Концерт-прелюдия, посвященная творчеству М. Скорика, оказалась "дважды прелюдией". Впервые в истории фестиваля в нем приняли участие в качестве полноправных исполнителей, представивших целый концерт, а не отдельные номера, студенты Одесского училища искусств им. К. Ф. Данькевича. При содействии преподавателя-методиста Д. Б. Резника оргкомитет, возглавляемый артистическим директором фестиваля, композитором, профессором Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, заслуженным деятелем искусств Украины Кармеллой Цепколенко, счёл возможным включить программу молодых исполнителей в число фестивальных мероприятий. И все получилось на высоком уровне: камерный зал Одесской областной филармонии, вступительное слово ведущего лектора-музыковеда Анны Розен, фортепианные и ансамблевые произведения Скорика, старательно подготовленные студентами, теплый прием публики.

Интересно, что исполнителями были юные, но вполне опытные младшекурсники: С. Футуйма, Н. Колодочка, В. Арнаут, М. Тепличук, В. Малюк, Д. Корева. За их достижениями стоит огромная работа ведущих преподавателей училища: И. А. Сухомлиновой, Д. Г. Пашковской, Д. Б. Резник, О. Б. Кузнецовой, П. А. Галицкой, а также иллюстраторов Н. Сусловой и Н. Колесник.

Прелюдия-концерт стала "вступлением" не только к обширной фестивальной программе, где прозвучали новейшие произведения украинских и западноевропейских композиторов. Это прелюдия к дальнейшему сотрудничеству оргкомитета фестиваля и коллектива училища искусств и культуры, прелюдия к дальнейшей активной концертной, творческой деятельности его питомцев.

Елена СЛОБОДЕНЮК.