Номер 47 (1391), 15.12.2017

ДИГИ-ДОН, ДИГИ-ДОН,
А НА НАС - ЛУИ ВИТТОН!

На сцене Театра юного зрителя впервые в его истории появилась комедия классика мировой драматургии Жана-Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве".

Новый спектакль, да еще и несколько новых лиц среди исполнителей, - не премьера, а просто шкатулка с сюрпризами! Смотреть на метания Журдена, мечтающего о высшем свете, как простой обыватель мечтает закрутить любовь с телезвездой, можно от 14 лет и до бесконечности. Впрочем, если учесть, что особо продвинутые современные дети могут с интересом прочесть комедию и в десять, и в двенадцать, строгостей на входе не будет. Все равно это вечерний спектакль, на который надо приходить со взрослыми. Идея организации семейных просмотров с последующим обсуждением - еще одна тюзовская новинка.


Никакой пресловутой "тюзятины"! Ведь за дело берется режиссер, которого не так-то просто заполучить! Главреж русского драматического театра в Стерлитамаке Людмила Исмайлова - петербурженка с московским дипломом (ученица знаменитого Леонида Хейфеца), психолог по первому образованию (а для режиссера это очень важно как в плане выстраивания интриги на сцене, так и в плане укрощения господ актеров). Страшно сказать, ей удалось искоренить в Стерлитамакском театре зеленого змия (внутри труппы) и телефонные звонки (в зале на спектаклях). Вы представляете себе моральную силу этого человека?! О ее постановках пишет "Петербургский театральный журнал", Людмила Олеговна берет в работу хиты мировой драматургии от Шекспира до МакДонаха и не допускает на свою сцену суетную антрепризу, эстрадных гастролеров. И сейчас речь идет не о каком-то там переносе ранее сделанной постановки на одесскую сцену. Все создавалось именно для нас, зрителей, и под наших актеров. Для Одессы тема весьма актуальна, есть у нас персонажи вполне пролетарского происхождения, напридумавшие себе дворянских титулов, вот как главный герой, что-то этакое усмотревший в своей родословной задним числом!

Открытием для публики стал забавный Журден в исполнении нового приобретения ТЮЗа - актера Игоря Болховитина, перебравшегося в Одессу из Белой Церкви. Этот хозяин чистенькой, опрятной пекарни-патисьери буквально готов выпрыгнуть из понурых семейных трусов в раззолоченный камзол-жюстокор, словно царевна-лягушка из жабьей шкурки (художник-постановщик Ольга Горячева взяла за основу костюмов последнюю коллекцию модного дома Луи Виттон, навеянную как раз эпохой Людовика Четырнадцатого). Но в его случае "снять и сжечь" следует как раз камзольчик: стоит Журдену его напялить - и он теряет человеческий облик, становится одержимым всякой ерундой. Вот как вам такая сверхценная идея: волочиться при живой жене за вульгарной вдовушкой, маркизой Дорименой (Ляна Карева)? Самое умное, что вылетает из ее ярко накрашенного ротика, - это фраза: "Диги-дон, диги-дон, вуаля, ку-ку!" Отсутствие балетных сцен, столь популярных в мольеровские времена, компенсируется ее вышагиваниями по сцене с антраша. Прическа-ананас на недалекой красивой голове поднимает сию медиаперсону на недосягаемый для простого пекаря уровень, да Доримена еще и норовит взобраться на своих оснащенных высоченными каблучищами ботильонах на самый высокий табурет, подчеркивая разницу... Ей пара скорее великосветский мошенник граф Дорант (Виктор Раду), оказывающий знаки внимания за счет одураченного Журдена, - как забавно он присвоит в сцене помолвки бриллиантовое кольцо, подаренное раньше от своего имени, а на самом деле украшение куплено идиотом, не понимающим, что в любви посредников не должно быть... Собственно, в каждой роли режиссером посеяно зерно. И все эти зерна еще прорастут, заколосятся, этого "Мещанина" нужно увидеть не один раз.

Достойно обольщать маркизу надо в подобающих одеждах и во всем блеске светского обхождения, вот и толпятся в доме у Журдена алчные учителя танцев (Михаил Малицкий) и музыки (Михаил Иванов). Молодой нахальный портной (Алексей Ильвахин) гордо именует себя "стилистом", а отчаявшиеся Клеонт (Игорь Волосовский) и его слуга Ковьель (Алексей Кочетов) переодеваются в турецкого "короля моды и гламура" с ассистентом - так легче получить от Журдена согласие на брак с его дочерью Люсиль (Ольга Саяпина). Готовит Журдена к общению с маркизой учитель философии (Сергей Демченко), повадками весьма напоминающий братка из девяностых. "Глава турецкого модного дома месье Охрениоль" - как можно в нем не узнать Клеонта? Но золотой отблеск одежды и оправы солнцезащитных очков слепит нашего мещанина... Зато слуги с юмором и очень здраво каждый раз оценивают ситуацию! Забегавшийся вконец в этом бедламе слуга (Александр Чорба), если бы мог, прибил бы хозяина, только бы провести остаток дня в тишине и покое, - это на лице написано! Пышечка-хохотушечка, служанка Николь (Надежда Машукова) похитила сердце Ковьеля - какими теплыми взглядами он ее одаривает! Вот как надо играть любовь на сцене...

Представьте себе, что Журден в его "семейниках", такой, как есть, еще кому-то нужен! До слез, до пьяной драки ревнует непутевого муженька мадам Журден (Алла Люшина). Раз семья в опасности, скинет поварской колпак и передник - напекла уже достаточно на сегодня, пора принарядиться, чуть встрепенуться...

Артисты носятся по сцене, как наскипидаренные, это продиктовано нынешним клиповым сознанием, современными темпами, ведь зритель за одно утро, просматривая новости, получает информации больше, чем Мольер за полжизни.

- Для меня Мольер - особый автор, это драматург-праздник, это театр в кубе, он и умер-то на сцене. "Мещанин во дворянстве" - вечная история о человеке, который хочет казаться не тем, кто он есть. А почему он это сделал, зачем и чем все закончилось - об этом спектакль. Сегодня нет ни мещан, ни дворян. Но есть, условно говоря, "люди из телевизора", а есть обычные. И если такой обычный человек влюбляется в девушку из телевизора, он начинает творить безумства. А то, что в молодые годы столь очаровательно, непосредственно и прелестно, в возрасте взрослом, когда у человека уже семья и дети, - смешно. И мы задаемся вопросом, насколько это оправданно, - говорит режиссер Людмила Исмайлова.

Финал даст ответ: стоило Журдену потерпеть полное фиаско, осознать, что окружающие либо использовали его тщеславие, либо страдали от него, сбросить блестящую "жабью шкурку", как все наладится. Герой окажется рядом с тепло глядящей ему в глаза и готовой все простить любящей женой. Они вместе посмеются надо всем произошедшим!

На премьере в зале постоянно звучал хохот, не было ни одного скучающего лица. Судя по всему, "Мещанин..." станет хитом репертуара на долгие годы.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.