Номер 12 (1356), 7.04.2017

"ДАВАЙ ПОЖЕНИМСЯ!"

На сцене одесского Еврейского культурного центра "Бейт Гранд" состоялась премьера наиболее кассовой пьесы известного драматурга Семена Злотникова.

Бывалые театралы помнят постановку Иосифа Райхельгауза с, увы, уже ушедшими из жизни Любовью Полищук и Альбертом Филозовым, а в целом пьеса о том, как "по совету друзей" познакомились с целью брака двое одиноких людей, ставилась в десятках театров по всему миру и на разных языках. Тонкий был спектакль, интеллигентный, а когда в него ввелась Ирина Алферова, приобрел новые краски, но, впрочем, авторам пьес всегда чего-то не хватает в режиссерских интерпретациях, и тогда они сами берутся за постановку, чтобы показать, о чем писали пьесу.


Напомним, что Семен Исаакович Злотников поставил в Одессе спектакли "Страсть" и "Божьи дела" с участием Олега Школьника, которые идут в русской драме. История взаимоотношений, которые проходят все возможные стадии, начиная от знакомства, сближения, до разрыва и примирения, позволяют нам увидеть прежде всего в квартире нового жилого дома оператора ЖЭУ Дину Федоровну. Друзья решают познакомить ее с Виктором Петровичем - одиноким фармацевтом. В антрепризной постановке встретились актриса ТЮЗа Ирина Охотниченко и Алексей Агопьян (многие помнят успешное комедийное телешоу "Каламбур"). Драматизм здесь переплетен с клоунадой, всего в избытке и чересчур, все обострено порой до гротеска.

Начнем с Диночки Федоровны. Пригласила гостя в квартиру, где сама же и затеяла ремонт, мебель накрыта целлофаном, сама в заляпанном краской комбинезоне мечется по дому, застигнутая врасплох визитом... Потом переоденется в развратное платье, наполовину состоящее из красных блесток, и окажется, что дама очень даже аппетитная! Даже слишком - для нашего героя, этакого "человека в футляре". Плащ, зонтик и едва ли не чемодан. Но выпивка помогает снять неловкость - собеседники начинают "зеркалить" друг друга, принимая одинаковые позы, потом бросаются в объятия (особенно это рискованно выглядит на стремянке), а после акта-антракта ссорятся не на шутку! Жених просит связать его - на это пойдут полосы целлофана. Может, так и надо с нынешними мужчинами?.. А может, и ремонт затеян неспроста - Дина пытается обновить жилище и начать заново свою женскую биографию? С такими-то формами это вполне осуществимо! За пределами раздолбанной, но все же обжитой и вполне уютной квартиры шумит дождь, герои оказываются в замкнутой среде, и даже попытка вызвать такси обречена. Это определенно судьба! Чай, кофе, потанцуем?..

Дина очень разговорчива: "На ком вы были женаты, если так целуетесь?", "Ну, прогулки по свежему воздуху, за город или там еще куда... И все? И больше ведь - ничего? Можно так узнать человека? Да никогда в жизни. Пока ты с ним жить не начнешь, пока не увидишь, какая это гадина - все бесполезно!", "Мне интересно, загс по воскресеньям работает? Вообще-то должен работать: народ ведь не работает, самое время жениться. Как думаете?". Жених и так побаивается и, как за последнюю соломинку, хватается за мысль о том, что он даме не понравился. Он так не в ее вкусе, но она готова сбавить цену, отчаянно торгуясь за свое женское счастье! Чтобы лучше достичь взаимопонимания и объяснить визави, как бы она вела себя, будь он ей неприятен, Дина Федоровна спрячется за крышкой сундука, а потом возникнет в агрессивном образе, словно в кукольном театре. Красная шляпка ей в этом поможет! А благосклонная невеста, по ее версии, облачается в розовое пушистое боа. И вот что интересно: женский персонаж нарочито интонирует "Что", "конеЧно", а мужской говорит правильной, литературной речью. Скажут ли эти двое в будущем друг другу "Давай поженимся!"? Кто знает? Да и надо ли? В любом случае, публике будет полезно посмеяться над ужимками Дины и Вити и немного поностальгировать под французский шансон (музыкальное оформление спектакля сделано Александром Портновым). Да еще и погрустить: как же вышло такое, что разучились люди влюбляться, не могут толком "ни сойтись-разойтись, ни сосвататься"?.. Финал открытый - снова после очередной размолвки Витя появляется на пороге квартиры Дины, они замирают друг напротив друга, в воздухе повисает немой вопрос...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.