Номер 01 (848), 12.01.2007

"ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА" И ДРУГИЕ

Известный советский киносценарист Константин Исаев родился в Одессе сто лет назад. Но об этом почти никто не помнит.

Сведений о нем немного. Кинословарь немногословен: "Исаев Константин Федорович (15.01.1907-09.01.1977) – сценарист, драматург, режиссер. Родился в Одессе. Окончил четыре курса судостроительного факультета Одесского политехнического института (1930). Режиссер-постановщик короткометражного фильма на студии "Украинфильм" (1936). Литературной деятельностью занимается с 1932. Лауреат Гос. премии СССР (1948 – за сценарий "Подвиг разведчика", совместно с М. Блейманом и М. Маклярским; 1951 – "Секретная миссия", совместно с М. Маклярским)". И это при том, что многие фильмы, снятые по сценариям К. Исаева, становились хитами кинопроката. К примеру, "Подвиг разведчика" за первый год демонстрации (в советские времена учитывался только этот период) посмотрело 22 млн зрителей, "Садко" – 27 млн, "Верных друзей" – 31 млн, а телесериал "Вечный зов", учитывая его регулярные повторы, – едва ли не вся огромная тогда еще страна.

Начиналось же все с регулярного посещения иллюзиона "Шантеклер", который располагался в доме № 40 по Малой Арнаутской. Благо жил Котя (или Кот как его именовали в детстве) почти рядом – в доме № 51. В кино он пришел уже достаточно зрелым человеком. Дебютировал как режиссер, поставив на студии "Украинфильм" приключенческую ленту "Застава у Чертова брода" – совместно с другим одесситом Мироном Билинским. Действие картины происходит на советско-польской границе, потому понятно, о чем и как он повествует. Единственное, что отмечают историки кино: в этом фильме будущая мега-звезда Марина Ладынина сыграла отрицательную роль, стоящую совершенно особняком в ее блестящей кинобиографии. Затем была война, участие в "Боевых киносборниках", и наконец, звездный час – "Подвиг разведчика", вышедший на экраны 60 лет назад. Фильм был снят по пьесе "Подвиг остается неизвестным", сочиненной Михаилом Маклярским, тоже, кстати, одесситом, который стал крупным чекистом и потому скрывался под псевдонимом Михайлов. Рассказывать об этом фильме нет надобности, он до сих пор регулярный гость телеэкранов. Отметим только, что за эту картину в 1948 году режиссер Борис Барнет, художник Мориц Уманский, сценаристы Михаил Блейман, Константин Исаев, Михаил Маклярский и актер Павел Кадочников получили Сталинскую премию второй степени. Аналогичной награды наш земляк удостоился три года спустя – на сей раз за сценарий фильма Михаила Ромма "Секретная миссия" (его партнером и на сей раз был М. Маклярский).

А вскоре пришел и крупный театральный успех. Написанный К. Исаевым совместном с молодым Александром Галичем водевиль "Вас вызывает Таймыр" оказался подлинным шлягером – эту пьесу в конце 1940 – начале 1950-х годов ставили более чем в сотни театров СССР. В 1970-м году появилась телеверсия. В самодеятельных театрах пьесу продолжали играть даже когда А. Галич оказался диссидентом и все его произведения были отправлены в спецхран. Эта печальная участь постигла другое совместное детище К. Исаева и А. Галича – замечательную комедию Михаила Калатозова "Верные друзья".

История создания этого фильма обросла легендами. Сперва сценарий К. Исаева и А. Галича назывался "Трое на плоту", что было явным парафразом Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки" (соавторы, правда, обошлись без собаки). В роли архитектора Нестратова авторы очень хотели видеть великого актера Николая Черкасова. Но артист отказался, сославшись на занятость общественной работой. Его заменил другой прекрасный актер – Василий Меркурьев, партнерами которого успешно выступили еще два ленинградца – Александр Борисов и Борис Чирков. После выхода картины злые языки утверждали, что некоторые черты образа академика-архитектора, особенно его высокомерие, авторы списали с Н. Черкасова.

Натурные съемки фильма проходили в Ростовской области. Снимали летом 1953-го, как раз в пору бериевской амнистии, и трое молоденьких зеков, которым негде было жить, согласились стать охранниками на плоту: они сторожили не только плот, но и весь реквизит группы.

Фильм этот имел огромный успех, его посмотрели более 30 млн зрителей. Песни Тихона Хренникова и Михаила Матусовского пела вся страна, они до сих пор периодически звучат в эфире. В 1954-м году фильм был представлен от СССР на кинофестивале в Карловых Варах. Рассказывают, что фестивальное платье исполнительнице главной женской роли – актрисе Людмиле Шагаловой – шил... студент-медик Юра. На примерку он пришел с портфелем, из которого достал сперва череп и кости, а затем и будущее платье. Оказалось, что Юра шил... на лекциях.

Однако в конце 1960-х у А. Галича начались нелады с властью, его заставили эмигрировать, и картина без малого на два десятилетия легла на полку. Более того, из титров вырезали фамилии обоих соавторов!

Параллельно с "Верными друзьями" снимался еще один фильм по сценарию К. Исаева – сказка "Садко", которая была удостоена приза "Серебряный лев святого Марка" на кинофестивале в Венеции. А вслед за этим, в 1957-м, появляется фильм, вызвавший бурные дискуссии – дебютная лента А. Алова и В. Наумова "Павел Корчагин", прославившая Василия Ланового.

В 1960-х фильмы по сценариям К. Исаева появляются буквально каждый год. Один из них – "Первый курьер" – снимался в родной сценаристу Одессе. Но самый большой резонанс имели две картины – комедия "Осторожно, бабушка!" и мелодрама "Неподсуден". Непонятно, по какой причине, но "Бабушка", несмотря на участие в фильме Фаины Раневской, подверглась критическому уничтожению: долгие годы эта лента считалась чуть ли не образчиком пошлости. Кисловато восприняла критика и "Неподсуден" с участием О. Стриженова и Л. Максаковой, но зрительский успех картины был огромен. Однако эта лента оказалась последним киношлягером К. Исаева – другие картины по его сценариям столь крупного успеха не имели. Зато все рекорды популярности побил сериал "Вечный зов", работа над которым длилась без малого шесть лет.

Как любопытный факт, отметим, что наш земляк стал одним из зачинателей латвийского советского кинематографа. По его сценарию в 1947-м году был снят фильм "ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПОБЕДОЙ", где оператором был великий Эдуард Тиссе – соратник Сергея Эйзенштейна, в т.ч. по "Броненосцу Потемкину" (еще один одесский след в биографии нашего героя). Этот мало чем примечательный фильм остался в истории как первая лента, показанная по рижскому телевидению: 6 ноября 1954 года экспериментальную передачу во всей латвийской столице смотрели... 20 владельцев телеприемников!

Над сценариями К. Исаев работал буквально до последнего дня своей жизни. Последний его фильм – "Звезда надежды" – вышел на экраны через год после смерти сценариста, который ровно неделю не дожил до своего 70-летнего юбилея.

Александр ГАЛЯС.