Номер 46 (1439), 21.12.2018
Уходящий год был достаточно богат на события, в том числе и юбилейные даты. Но все же несколько юбилеев, связанных с урожденными одесситами, остались вне широкого внимания. В этой подборке мы постарались восполнить этот недостаток.
В начале ХХ века трудно было представить, что через сто лет о Семене Юшкевиче будут помнить только историки литературы и театра.
С. Юшкевич |
Восьмитомное собрание сочинений С. Юшкевича вышло в издательстве "Знание", где печатались самые известные тогдашние писатели России. Причину такой популярности объяснил литературный критик А. Горнфельд в статье о писателе, которая была помещена в легендарном словаре Брокгауза и Эфрона: "Ю. показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы - кошмар Юшкевича... он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, "фабриками ангелов", вошедшей в быт проституцией... С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича - только та, наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни".
Семен Соломонович Юшкевич родился в 1868 г., в Одессе, вырос в семье зажиточных евреев, и быт этого слоя общества был знаком ему с детства. Но прежде, чем заняться литературной работой, С. Юшкевич окончил в Париже медицинский факультет. Дебютировал он в печати в 29 лет рассказом "Портной". Но за два года до этого он написал рассказ "Распад", который не рискнула опубликовать ни одна редакция. Этот рассказ увидел свет лишь семь лет спустя и принес автору широкую известность.
Многие его произведения выдержали по нескольку отдельных изданий и даже переиздавались в СССР, хотя автор в 1920 г. выбрал путь эмиграции.
Легендарная книга Г. Фихтенгольца |
Григорий Михайлович Фихтенгольц родился 5 июня 1888 года в Одессе. В 1911 году он окончил Новороссийский (Одесский) университет, после чего семь лет проработал в Санкт-Петербургском императорском электротехническом институте. После революции перешел в Петроградский (затем Ленинградский) университет, где создал кафедру математического анализа, стал профессором, доктором физико-математических наук.
Г. Фихтенгольц входил в первый состав совета экспертов при Народном комиссариате просвещения РСФСР, возглавлял комиссию по составлению школьных программ. Именно ему принадлежит инициатива проведения математических олимпиад среди школьников.
Его основные научные труды относятся к математическому и функциональному анализу, а также методике математики. Он был автором нескольких книг, но обессмертил его имя упомянутый "Курс дифференциального и интегрального исчисления", первый том которого вышел в 1947 году. Как отмечают специалисты, несмотря на наличие учебников, написанных более современным математическим языком, курс Г. Фихтенгольца до сих пор пользуется широкой популярностью.
Среди многих его учеников выделяется Леонид Канторович, удостоенный в 1975 году Нобелевской премии по экономике.
В. Вирпша |
Он родился в 1918 году в Одессе. Отец - поляк, мать - из одесских гречанок. В том же году семья уехала на родину отца. Витольд окончил школу в Гдыне, затем поступил на юридический факультет Варшавского университета, одновременно занимаясь музыкой. Учебу прервала Вторая мировая война. В. Вирпша попал в плен среди многих других участников обороны Гдыни, пять с половиной лет провел в немецком лагере для военнопленных. После освобождения Польши последние месяцы войны прошел с армией в качестве военного корреспондента.
Первый сборник стихов "Соната" вышел в 1949 году, за ним последовала вторая книга "Верфь", название которой дала поэма "Верфь", по выражению поэта и переводчика Владимира Британишского: "одна из первых ласточек польского соцреализма в его производственном варианте". Пережив увлечение марксизмом, Виршпа в 1956-57 гг. входит в состав редколлегии независимой газеты "Нова культура", которая была закрыта властями по обвинению в "ревизионизме". После этого он отошел от политики, занялся философией и поэзией. В 1960-х выходит несколько сборников его стихов, но наибольший резонанс получила книга эссе "Игра смыслов".
"Словосочетание "игра смыслов", - отмечает Владимир Британишский, - стало с тех пор одним из самых ходовых у польских литераторов на десятки лет и до сего дня. Правда, большинство из них делает ударение на слове "игра", прочитывая Вирпшу как теоретика "искусства как игры"... Но применительно к творчеству самого Вирпши ударение в словосочетании "игра смыслов" стоит все же на слове "смыслов". Вирпша - поэт мысли, поэт сугубо интеллектуальный".
Он умер в 1985 году в Западном Берлине, где и похоронен.
Среди футболистов немало таких, кто, уйдя из спорта, достиг немалых успехов в других видах деятельности. Но только одному из тех, кто играл за команды мастеров, удалось стать известным художником. Этот единственный - наш земляк Виктор Севастьянов.
Он родился в Одессе 1 июля 1923 года. Окончив девять классов, пошёл работать слесарем в артель Облпромсовета. С детских лет увлекался футболом и рисованием. Но реализовать свои способности помешала война. Юноша принимал участие в обороне Одессы, отступал с армией в Крым, попал в окружение, пришлось вернуться в родной город. Продолжал играть в футбол и в оккупации, а после освобождения Одессы снова ушел воевать.
Демобилизовавшись, В. Севастьянов получил приглашение в одесский "Пищевик". Во время товарищеской игры с киевским "Динамо" понравился столичным тренерам и был приглашен в лучшую украинскую команду. В ней он провел четыре сезона в качестве центрального полузащитника, сыграл в 63 матчах, забил три гола. Как вспоминал в своей книге "Вратарь" знаменитый динамовский голкипер Олег Макаров, В. Севастьянов был надежен в игре как перед своей штрафной площадкой, так и у ворот соперника. А высокий рост и хорошая координация делали его вместе с Абрамом Лерманом опасным при розыгрыше "стандартов" (в чем-то это предвосхищало дуэт В. Лобановского и В. Базилевича). Дважды в составе киевлян В. Севастьянов становился обладателем Кубка УССР. А перейдя в июле 1951 года в киевскую команду ОДО, добавил еще и титул чемпиона УССР.
Играя в футбол, В. Севастьянов не оставлял мечту всерьез заняться живописью. Одно время он учился в Одесском художественном училище, в Киеве посещал Студию изобразительных искусств. Оставив в 1953 году футбольную карьеру, В. Севастьянов всё своё время посвящает живописи.
С 1958 года он участвует во многих республиканских и всесоюзных художественных выставках. Наибольшее признание получили его пейзажи. Уже после смерти художника его семья организовала ряд выставок за рубежом и вот что писала бельгийская газета "Ль Эко": "В его снежных пейзажах чувствуется спокойствие и ясность, говорящие о суровости сезона, на протяжении которого жизнь замедляется, дома спят, сани делают будничную работу. Это - ожидание того времени, когда наступит весна, проснутся луга, в сиянии красок оживут яблони. Холсты передают возбуждённую атмосферу, сменяющуюся с ритмом сезонов".
Картины В. Севастьянова хранятся в художественных музеях и частных коллекциях. В 2008 г. испанский коллекционер приобрел три его пейзажа за 180 тысяч евро.
Детство будущей заслуженной артистки РСФСР прошло в Колодезном переулке (ныне - Вице-адмирала Жукова), во дворе, где находится служебный вход в Русский театр. Неудивительно, что девочка стала завсегдательницей театра, торчала за кулисами, множество раз пересматривала спектакли. Вполне логично, что тогда зародилась у нее мечта стать актрисой. Тем более, имея такое имя.
На самом же деле ее родители - украинцы. Оба плавали, даже познакомились в рейсе. По семейной легенде, в одном из итальянских магазинов им очень понравилась продавщица, которую звали Лионелла. И когда в 1938 году у пары родилась девочка, они назвали ее этим итальянским именем. Хотя, говоря откровенно, сочетание Лионелла Скирда звучало немного комично. Но это не помешало ей поступить в ГИТИС, один из лучших театральных вузов Союза, а сразу после его окончания получить предложение сыграть главную роль в экранизации знаменитой оперетты И. Дунаевского "Вольный ветер". Ставил этот фильм Леонид Трауберг, урожденный одессит, так что не исключено, что в этом приглашении, помимо эффектной внешности актрисы, сыграло роль и ее происхождение. (Вокальную партию озвучивала Галина Вишневская, будущая прима мировой оперной сцены).
Во всей видимости, именно благодаря "Вольному ветру" Лионелла попала в поле зрения знаменитого кинорежиссера Ивана Пырьева, за которого в 1962 году вышла замуж. Разница в 37 лет ее не смутила. Более того, впоследствии актриса говорила, что гордится тем, "что первой в Советском Союзе пренебрегла общественным мнением и поступила так, как мне велело сердце".
И. Пырьев снял свою жену в роли Грушеньки в трехсерийной экранизации романа Ф. Достоевского "Братья Карамазовы". Эта роль сделала актрису популярной и, строго говоря, именно она позволила ей остаться в киноанналах. Хотя после смерти И. Пырьева Лионелла сыграла еще в нескольких известных картинах ("Опасные гастроли", "Хозяин тайги", "Последняя жертва"), ее кинокарьера шла на убыль, и с 1987 г. она практически не снимается.
В последние годы о ней если и вспоминают, то, как правило, о супруге Олега Стриженова - "секс-символа" советского кино 1950-60 гг.
Познакомились они в 1955 г. в Одессе, где шли съемки "Мексиканец", в котором О. Стриженов играл главную роль. "Оставалась последняя "режимная" съемка возле Оперного театра, - вспоминал артист много лет спустя. - Я увидел ее сразу. Она скромно стояла за веревочным оцеплением в толпе любопытствующих. На вид лет шестнадцати-семнадцати, с огромной копной волос, с лучезарными карими глазами и тонкой осиной талией.
"Вы не Джина Лоллобриджида?" - не зная, что сказать, спросил я.
"Меня зовут Лионелла".
"А можно просто - Ли?"
Увы, наш разговор прервали, меня чуть не силой утащили на съемку. А вечером вся наша съемочная группа уехала в Ялту".
Вторая встреча случилась через семь лет. Возник бурный роман, но О. Стриженов был женат, у него росла дочь, и влюбленным пришлось расстаться.
В следующий раз они увиделись тринадцать лет спустя, на съемках "Последней жертвы". После чего не расстаются уже 42 года. Истории этой любви Олег Стриженов посвятил проникновенные страницы своей книги "Исповедь".
Подготовил Александр ГАЛЯС.