Номер 31 (621), 26.07.2002

БЛАГОСЛОВЕННОЕ ПЕРО

С творчеством игуменьи Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря Серафимы я познакомилась лет семь назад, когда, собирая материал о монастыре, прочитала ее книгу о монастырях юга Украины. Уже тогда я для себя отметила несомненный писательский дар матушки Серафимы; слог, композиционную выстроенность повествования, умение найти простые, но берущие за душу слова, умение отобрать факты... Я бы даже уточнила: дар писателя, плюс дар журналиста-публициста, плюс проповеднический дар.

И вот сейчас из-под пера игуменьи Серафимы вышла новая книга "ЖИЗНЬ, ГИБЕЛЬ, ВОСКРЕСЕНЬЕ", посвященная судьбе Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Книга эта создавалась два года. Был собран огромный материал, источником которого служили архивы библиотек и музеев, уникальные материалы краеведов, воспоминания весьма и весьма немногих доживших до сегодняшнего дня свидетелей эпохи и, конечно, записи в церковных книгах. Удалось разыскать немалый иконографический материал (художественное оформление книги Л. Брука). Обработать, скомпановать, отобрать материал и... написать – это ли не подвиг сильного духом человека! Подвиг, на который казалось бы, уже не должно оставаться времени в донельзя уплотненном графике рабочего дня игуменьи большого монастыря.

Я спросила матушку, что помогало ей в этом нелегком и ответственном труде. Она меня не поняла: "Помогли спонсоры. Книгу издали тиражом в 2000 экзепляров. Но приобрести ее уже невозможно. Все разошлось".

— Нет, нет, не кто помогал, а что помогало, что вело вперед, вело, как говорится, руку с пером?

— Этот труд был благословлен митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом. А вело то, что я знала: это мой долг, Я ДОЛЖНА это сделать...

И она это сделала, несмотря на занятость, несмотря на многочисленные другие "Я ДОЛЖНА", несмотря на тревоги и огорчения, радости и снова непростые заботы о таком сложном живом организме, как женский монастырть, с его заботами не только о своем благополучии, но и хлебе насущном для многих и многих сирых и убогих. И несмотря на то, что некоторые страницы писались при свечах, когда монастырь отключали от электроснабжения.

А может быть, эти страницы и стали лучшими в книге?

Е. К.