Номер 21 (1068), 10.06.2011
Наши авиаторы отметили 50-летие начала полетов реактивной техники из Одесского аэропорта. Первый такой полет был выполнен 15 мая 1961 года на воздушном судне Ту-104.
Немного истории
Впервые Ту-104 поднялся в воздух 17 июня 1955 года с подмосковного аэродрома в Жуковском. То был опытный самолет, который после заводских испытаний превратился в реактивный авиалайнер - третий в мире, второй принятый в эксплуатацию и первый в СССР. Это могло случится и раньше, если бы Сталин не отвергал все предложения о создании в Союзе реактивного пассажирского флота. Его логика была проста: страна с трудом преодолевала послевоенную разруху, и реактивную пассажирскую авиацию, требующую громадных затрат, вождь в начале 1950-х не считал первоочередной проблемой для народного хозяйства. Его больше занимала военная техника, атомная и водородная бомбы.
Между тем на Западе подобные разработки шли полным ходом, и уже в начале 1950-х на авиалинии, связывавшие Европу с Азией и Африкой, вышел первый реактивный авиалайнер "Комета" фирмы "Де Хевиленд". Но в 1954 году - после двух лет успешной эксплуатации - случились две грандиозные катастрофы, после чего "Комета" была временно поставлена на прикол - для выяснения причин аварий и доработки конструкции. Это и породило легенду, что первым в мире реактивным пассажирским самолетом является Ту- 104. Хотя свой первый регулярный рейс он совершил 15 сентября 1956 года по трассе Москва-Иркутск. С 1959 года Ту-104 начал выполнять полеты в Киев, еще через год - в Симферополь. А в мае 1961 года реактивный лайнер появился и в одесском небе.
У нас, на "Заставе"
Еще не так давно, даже в конце 1990-х, там, где сейчас раскинулось Северное кладбище, можно было увидеть несколько стареньких самолетов, поставленных на прикол и ожидавших окончательного решения своей судьбы. То было последнее напоминание об аэропорте "Застава", который находился на этом месте с 1935 по 1960 годы.
Тут после окончания войны, в 1948 году, был создан 35-й транспортный авиаотряд, который четыре года спустя, объединившись с аэропортом, был преобразован в 90-й объединенный авиаотряд. К концу 1950-х самолетный парк аэродрома "Застава" составлял более 100 машин, которые перевозили пассажиров регулярных рейсов, а также доставляли почту по территории области, матрицы газет из Киева и Москвы, применялись в сельхозавиации и т. п. В основном то были Ли-2, Ил-12 и Ан-2. Небольшие аэродромы с грунтовыми взлетно- посадочными полосами были в каждом райцентре, и легкие поршневые машины идеально подходили для использования в таких условиях: самолеты могли садиться и взлетать практически везде, где было небольшое ровное поле.
Из воспоминаний ветеранов авиации
Виктор Васильевич Чернецкий: "На Заставе маленький аэропорт был. Грунтовая ВПП с одним курсом системы посадки. А с другим курсом 359 вообще сложные заходы были. Перрончик маленький, пассажиров выводили, сажали, и все. А самолеты просто в грязи стояли".
Евгений Никитович Варламов: "Самое страшное - это когда дожди... А взлетали так: газ дал, и он бежит, самолет, бесполезно им управлять, потому что, как колея накатана, так он по этой колее и бежит".
Понятно, что для реактивных самолетов такой аэропорт был мал, и приняли решение строить новую взлетно-посадочную полосу на стрельбищном поле. Причем реализовали этот проект в весьма сжатые сроки.
Из воспоминаний ветеранов авиации
Иван Владимирович Соколы: "Тогда была большая правительственная программа - объединить всю большую авиацию в Одессе. Симферопольцы возражали, чтобы этот самолет летал из Одессы. Но было решение правительства Украины объединить это все в Одессе".
"Помнят люди твой первый полет..."
Новый аэропорт строили ударными темпами. А пока строители укладывали новую асфальтобетонную взлетно-посадочную полосу, инструкторы тут же, на месте, из выпускников киевского, харьковского и московских авиационных вузов готовили пилотов для работы на новых самолетах. Еще до поступления новой техники в Одессу экипажи были полностью обучены и готовы ее эксплуатировать.
Из воспоминаний ветеранов авиации
Евгений Никитович Варламов: "Нас было два экипажа, которые переучивались в шестидесятом году. Это Островский, Рудиков, Шишигин, Саша Куликов, я - летчики; Кучимиев, Дима Ковалков и старший штурман отряда Макшев - штурманы, бортмеханик Фомин и два бортрадиста".
С момента своего появления самолет Ту-104, что называется, вошел в моду. Слово "реактивный" звучало тогда почти как космический, а уровень комфорта для неизбалованных советских пассажиров казался верхом блаженства. Люди выстраивались в очереди, лишь бы купить билет на модный самолет. Потому и строительство нового Одесского аэропорта осуществлялось в страшной спешке. В мае 1961 года, когда на Ту-104 уже начали выполнятся регулярные рейсы, аэропорт практически еще не был готов. Новая техника расширяла географию полетов, втрое сокращалось время в пути, но не заботились о комфортном пребывании пассажиров на земле. В течение 1961 года еще достраивались рулежные дорожки, поставлялась обслуживающая техника. А здание нынешнего аэровокзала было открыто лишь через год.
Из воспоминаний ветеранов авиации
Евгений Никитович Варламов: "Условий никаких не было. Выделили часть грузового склада для регистрации пассажиров. Там ничего не было - ни сидячих мест, ничего. Отрегистрировали и все. Чуть позже построили этот павильон. Он без стен был, только крыша. Регистрировали пассажиров и вывозили".
Тем не менее первый рейс из нового аэропорта, приуроченный к началу летней навигации, состоялся 15 мая 1961 года по маршруту: Одесса-Москва. Отправляли его всей эскадрильей, приехал даже начальник Главного управления гражданского воздушного флота Евгений Логинов. Было проведено общее торжественное построение личного состава на перроне.
Самолеты Ту-104 поступали Одессу в течение всего 1961 года. Всего 14 единиц, на которых летали 52 экипажа. Количество перелетов в одну только Москву выросло с двух до 12 рейсов в день. Суточное отправление в августе достигало 8 тысяч пассажиров. Одесситы летали во все уголки Советского Союза. А за освоение новой реактивной техники Одесский объединенный авиаотряд впоследствии был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Из воспоминаний ветеранов авиации
Иван Владимирович Соколы: "Очень быстро мы вошли в строй, через пять лет перевозили огромное количество пассажиров, около миллиона. Во Владивосток, Новосибирск, Читу, Пермь летали. Правда, не все аэропорты принимали этот тип самолетов. Но весь восток был наш".
Николай Васильевич Шибаев: "Мне кажется, Ту-104 - это самый лучший самолет в моей практике. После поршневых на реактивном - это вообще мечта была!"
Машина "молодости нашей"
Между тем к тому времени, что одесситы только начали осваивать Ту-104, этот самолет уже был снят с производства. Причина заключалась в участившихся авариях. До того как Ту-104 появился в Одессе, на его печальном счету уже было шесть аварий с человеческими жертвами. Особенно проблемными для самолета были т. н. грубые посадки, т. е. приземления, совершаемые с нарушениями. Явление это, к сожалению, весьма распространенное. В 1985 году на студии "Узбекфильм" был даже снят кинофильм "Грубая посадка" с участием таких актеров, как Ирина Алферова, Николай Гринько.
Не минула эта беда и наш аэропорт. Трагедия случилась 10 июля 1961 года с самолетом, имевшим бортовой номер 42447. Если верить Википедии, то грубая посадка в ливень привела к гибели человека. Правда, утверждают специалисты, трудно отделить ошибки проектирования от неготовности кадров к новой технике. Рассказывают, что на одном разборе, наслушавшись жалоб летного состава на поведение машины, обиженный Туполев в сердцах бросил: "Это не самолет плохой, это вы на нем летать не умеете!" Тем не менее по данным Всемирного фонда безопасности полетов, с самолётами типа Ту-104, произошло 37 авиационных происшествий, что составило 18 % от числа произведённых лайнеров.
Кроме того, инфраструктура региональных аэродромов Советского Союза тогда была развита еще очень слабо, а Ту-104 оказался весьма чувствительным к длине и качеству взлетно- посадочных полос, что тормозило его широкое использование на внутренних рейсах.
Из воспоминаний ветеранов авиации
Евгений Никитович Варламов: "Ну какие трудности? Если на ЛИ-2 максимальная скорость 250 км/ч, то на Ту-104 скорость отрыва только около 300. И на посадке большая скорость. Он очень хорошо бегал по полосе, особенно на посадке. Много было случаев выкатывания за полосу. Если полоса, скажем, 2500 м - это минимальная полоса для Ту-104. Если 500 метров промазал, значит, остается меньше, надо интенсивнее тормозить, а не очень-то получается".
Нужно было создавать новые машины, но поначалу Туполев решил обойтись без революций. Первая модификация Ту-124 тоже отличалась высокой аварийностью. Этот самолет остался в истории в основном потому, что 21 августа 1963 года его экипажу удалось удачно осуществить аварийное приводнение в Ленинграде на Неву - это одно из четырех успешных приводнений в истории мировой гражданской авиации. Самым успешным оказался Ту-154 - первый советский реактивный лайнер, изначально спроектированный как пассажирский, и с учетом опыта эксплуатации семейства 104/124/134. Эта машина стала основой советской пассажирской авиации.
Что же касается Ту-104, то "Аэрофлот" убрал эту машину с регулярных авиалиний только в 1979 году. Официально последний полет Ту-104 состоялся в ноябре 1986 года.
А для ветеранов-авиаторов Ту-104 навсегда остался самолетом их молодости. 15 мая в честь полувекового юбилея в помещении музея международного аэропорта "Одесса" состоялось торжественное собрание одесских самолетов, с которых начиналась в Одессе большая авиация. Среди них был Евгений Никитович Варламов - командир одного их двух первых экипажей, которые были подготовлены в Одессе для перехода на новый тип самолетов. На этом торжестве он встретил своего штурмана Афанасия Музычука, с которым бок о бок пролетал 18 лет! В теплой компании звучали песни, поздравления, воспоминания о времени, проведенном в небе.
Александр ГАЛЯС.
При подготовке использованы
материалы и фотографии,
предоставленные пресс-службой
международного аэропорта
"Одесса".
На фото:
- В таких условиях приходилось работать
на аэродроме
"Застава".
- Ту-104 в аэропорту "Одесса".
- 50 лет. Полет нормальный.