Номер 19 (815), 19.05.2006
Студенческие годы это здорово. За исключением сессий, экзаменов, зачётов, вечных "хвостов" и прочих мелких неприятностей. Вот на четвёртом курсе всплывает очередная "неприятность" практика. Так как я учусь на филфаке, то практика у меня педагогическая, то есть, в школе, где я должна преподавать детям русский язык и литературу. С самого начала учебного года эта угроза висела над всей нашей группой, она неумолимо приближалась. И вот я сдала сессию, и практика началась...
Нас распределили по школам. Я познакомилась со "своей" учительницей и начала ходить в школу каждый день, на все уроки. Было ощущения возврата в прошлое уроки, звонки, ученики... К концу недели мне надоело просто сидеть за партой и я решила начать готовиться к урокам. И вот пятница день, когда я даю первый урок. Было ли страшно? Не то слово! Классы я выбрала пятые. Как мне показалось самые спокойные, самые маленькие. Но это просто первое впечатление, которое зачастую обманчиво. Невозможно передать ощущение, которое поглощает тебя, когда ты стоишь перед дверью и понимаешь, что тебе нужно войти в кабинет и дать урок, а в кабинете 30 десятилетних детей, и они все будут смотреть на тебя, слушать тебя, и ты должна объяснить им всё так, чтобы было понятно. Это не страх мандраж. Нервы... И живот крутит, словно перед сложным и важным экзаменом.
Вхожу. "Здравствуйте, дети! Садитесь. Сегодня мы с вами начнём новую тему имя прилагательное". Дети слушают, послушно открывают тетради, записывают, отвечают, в чём-то даже помогают. Урок заканчивается. Не забыть бы дать домашнее задание, объяснить его, ответить на вопросы... Но вот звонок. Всё...
Следующий урок в параллельном классе. И тут всё проходит гладко без особых эксцессов. И так четыре урока подряд. К концу учебного дня чувствуешь себя выжатой, абсолютно уставшей. На выходных проверка тетрадей. Это отдельная песня: ералаш, да и только! Эти сочинения, изложения, упражнения и ошибки, ошибки... Странно выраженные мысли: "Заяц выскочил из моих ног...", "Мой друг классный парень, а не какой-то лох..." и так в каждой тетради. Или: "Ана меня напугала" (она, в смысле). И смешно, и грустно. Ребята путают русские буквы с украинскими, не всегда понимают значение русских слов.
А через неделю мне довелось заменять учителя на уроке русской литературы в десятом классе. Ужасно? Нет, это просто кошмарно! Класс не то что слушать вообще ничего не хотел. Они просто молча посидеть не хотели. Я пробовала по-хорошему поговорить не вышло. В итоге поставила 7 двоек. Просто не выдержала, когда они начали "тыкать" мне. Меня задело их фамильярное отношение и совершенная неуправляемость. После 7-й двойки все успокоились, стали предлагать мне перекачать мелодии на телефон, рассказывать анекдоты... Два урока подряд как ад. А после вымотанность. И так каждый день. Как оказалось, быть учителем нелегко. Так что работать в школе я бы, наверное, не смогла. Хотя цель, конечно, великая нести доброе и светлое детям, но только хотят ли дети этого доброго и светлого? Впрочем, это школа тут никто никого не спрашивает. Я провела последние уроки, получила характеристику, где значилось, что я "показала себя как вдумчивый и ответственный учитель", так что моя цель была достигнута. В пятницу последний день практики я попрощалась с детьми, и оказалось, что ребята явно расстроились, даже просили приходить еще. Так что, в конечном счете, все не так уж и ужасно, да и дети, собственно, дружелюбный народ. Просто мы вырастаем и забываем это...
Богдана БОНДАРЬ.