Номер 15 (811), 21.04.2006
К 115-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева
В марте 1953 года в Москве умер один из самых ярких музыкальных гениев. Творчество Сергея Прокофьева так же своеобразно, богато и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. На пути композитора встречались самые выдающиеся деятели мирового искусства. Жизнь сталкивала его с художниками разных стран, эпох, миров. Среди его наставников Танеев, Римский-Корсаков, Глазунов. Среди тех, кто творчески общался с ним в последние годы, Рихтер, Уланова, Шостакович.
С самого начала века вчерашний консерваторец с дерзким взглядом уверенно прочертил новый путь в русском искусстве. Над громовой россыпью пассажей в фортепианных концертах, над оглушительно победным шумом оркестра звучал страстный молодой голос. Он издевался над тем, что старо, пошло, бездарно. Звал к разрушению ради созидания, уверенный в том, что завтрашний день прекрасен. Он умел быть нежным и трогательным, а смех его не всегда бывал веселым. "Классический композитор это безумец, который сочиняет вещи, непонятные для своего поколения". В его устах это парадоксальное заявление звучит естественно и правомерно. Он всегда был впереди всех. Новым было не только содержание его произведений, но и язык, на котором он говорил. Неистощимый выдумщик, фантазер, он в своем творчестве постоянно изобретает методы записи (как характерен его упрямый уверенный почерк и письмо без гласных!), сценические эффекты, жесты своих героев и, конечно, неповторимый музыкальный язык.
"Когда композитор говорит, что он наконец нашел свой собственный язык и теперь будет говорить на нем, он именно в этот момент начинает идти "назад". Жизнь Прокофьева пример бесконечного поиска, неустанного труда, готовности к смелому эксперименту. В каждом своем произведении он неизменно новый. "Композитор должен всегда искать новые выразительные возможности. Каждая из его вещей должна обладать своей собственной техникой. Если этого не будет, он неизбежно станет повторяться, а это всегда начало конца".
"Музыку Прокофьева нельзя не узнать и не отличить среди других музык. Она острая, терпкая, мужественно порывистая. ...Это музыка движения, музыка не знающей утомления здоровой жизни..." писал Б. Асафьев в 1927 году. Прокофьев удивлял не только в юные годы, когда были созданы так не похожие друг на друга Классическая симфония, "Мимолетности" и "Сарказмы", балеты "Ала и Лоллий", "Стальной скок", оперы "Любовь к трем апельсинам" и "Огненный ангел"...
И в конце жизни каждое его сочинение было неожиданностью будь то умиротворенная ласковость Седьмой симфонии или интимная простота Девятой сонаты. Последние произведения композитора озарены его мягкой улыбкой, полной притушенного света мудрости.
Приметы его творческого облика величавая эпичность и скромный неяркий лиризм, щедрость мелодики, напоенной интонациями парадных песен, изящество полифонического письма, напоминающего о русской подголосочности.
Классикой еще при жизни композитора стали симфоническая сказка для детей "Петя и волк", оратория "На страже мира", музыка к кинофильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный". Не покидают сцены любимые театральной публикой балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Каменный цветок".
Апогеем оперного мастерства композитора стала величественная, прихотливо соединившая черты героической эпопеи и лирико-психологической драмы "Война и мир".
"Огромное, своенравное дарование" (Лядов) Прокофьева в своем беспрестанном обновлении оставалось плотью от плоти русской классики.
Причудливо, но с несокрушимой логикой соединены в его музыке самые противоречивые приметы времени, приверженность гуманистическим традициям отечественного и зарубежного искусства и смелые прорывы в будущее.
Он умел воспроизвести современную ему действительность, свет и тени сегодняшнего мира даже тогда, когда писал старину. Новый мир, который он созидает своим искусством, не только в стремительных ритмах, железном грохоте, динамике и силе, но и в безграничной любви к человеку, великому во все времена, способному на подвиг, самопожертвование, прекрасный порыв. Властно привлекающая музыка Прокофьева зовет к добру и миру. Беспокойное человеческое сознание вновь и вновь будет обращаться к его произведениям, наполненным голосами жизни и любви.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.