Номер 04 (1536), 4.03.2021

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА — МЕРТВЕЦЫ

Что нас ждет там, за чертой? На том свете? Интересный вариант предлагает Русский театр, который на своей малой сцене поставил трагикомедию "Последнее предупреждение" по пьесе известного российского драматурга Никиты Воронова "Страсти по Торчалову". Пьеса эта написана в середине девяностых, но актуальности не потеряла, что и проявили в своей версии режиссер Елена Озерная и художник-постановщик Анастасия Ильченко. Дело в том, что не перевелись еще в природе функционеры Торчаловы, и нужна серьезная встряска вроде клинической смерти, чтобы герой решился изменить свою судьбу. В данной трагикомедии все действующие лица — мертвецы, но только у одного есть шанс как-то реабилитироваться на грешной земле.


В начале спектакля еще живой Торчалов будет раздавать публике смехотворные предвыборные обещания. Молодой, элегантный, с хорошим открытым лицом — таких любит средний избиратель, а избирательницы вообще всегда голосуют за тех, кто посимпатичнее, у кого деточек побольше. Однако бывает так, что смерть приходит внезапно, избирая по тому же принципу. Не исключено, что за грехи придется отвечать перед комендантом Риммой (Анастасия Борисова-Яцкар) и милиционером (Альберт Каспарянц), тоже покойниками, и при этом самоубийцами, очень лютыми по своей природе — себя не пожалели, а других и подавно жалеть не собираются. К середине спектакля зрители будут вздрагивать уже от одного постукивания каблучков-шпилек Риммы, она пострашнее, чем милиционер с его резиновой дубинкой...

Революцию в этом загробном концлагере пытается устроить новопреставленный ясноглазый Торчалов (Андрей Ершов), отстаивающий права на достойную загробную жизнь и хорошее обращение своих сокамерников. За что милая пейзанка Лиза (Алла Нестерова) томится здесь с 1839 года? В чем главная вина невоздержанного на язык и на кулак революционера Сани Пыжова? Совсем уж непонятно, почему страдает сорокалетней давности покойник Семен Кушкин, которому затем на смену придет его сын, неотличимый с лица, но совершенно уже другой, не советским воспитанием сформированный человек (обе роли исполняет Валентин Сальников). Беда в том, что логика высших сил не совпадает с человеческой, и постепенно все хитросплетения сюжета станут понятными, зритель примет условность, заданную драматургом. А тот факт, что артисты играют рядом, на расстоянии вытянутой руки, заставляет весь зал почувствовать себя на час с лишним ожидающими главного суда покойниками, проходящими некий потусторонний квест.

Не все так мрачно, есть над чем и посмеяться. На том свете, оказывается, можно посмотреть телевизор и увидеть торчаловские похороны, на которые вдова надела не понравившуюся мужу шляпку! Вдове останется немало материальных благ. "И поликлиника хорошая", — подчеркнет Торчалов в беседе с новыми друзьями. "Та, где ты лежал?" — захихикают они, а вместе с ними зал.

"Все мы в жизни по-крупному насрали, только не помним, где", — объясняет Торчалову Семен Кушкин. И каждый зритель невольно окунается в воспоминания, но не факт, что выводы будут сделаны правильные. Главное, жизнь продолжается!

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.