Номер 04 (1397), 09.02.2018

"ЗВЕРИНЫЕ ИСТОРИИ",
"ЛЮБОВЬ НА ФОНЕ НЕБА"
И ДРУГИЕ СТУДИЙНЫЕ ЧУДЕСА

Одесская театральная жизнь богата не только за счет официальных театров. Студийное движение порой помогает проявить себя неординарным творческим личностям и поставить замечательные спектакли.

В числе лучших театральных студий, без сомнения, следует назвать Театр на Чайной.


Сейчас коллектив готовит уже второе поколение студийцев - однажды директор театра Александр Онищенко набрал студию, полтора года ребят учили, выпустили учебный спектакль по Роджеру Желязны, некоторые остались "чайниками" навсегда. Последовал перерыв в студийной работе, но теперь она возобновлена, и по выходным можно увидеть на сцене Дворца студентов "Звериные истории" по пьесе Дона Нигро. Игра Милены Компаниец, Артема Литовченко, Анны Милешиной, Дарьи Томулеску, Никиты Шумского и других талантливейших ребят, способных сыграть любую зверушку, даже индюшку, и притом очеловечить ее, очень впечатляет.

Отметим и Театр Натальи Прокопенко, который, несмотря на солидную историю, скитается по разным помещениям.


Сейчас в театральном пространстве ТЕО на Военном спуске, 18, идут яркие постановки Натальи, которая является директором, художественным руководителем, режиссером, а порой и драматургом в своей студии. Театр был создан 22 марта 2005 года, заявив о себе на сцене одесской русской драмы комедией Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Потом была комедия "Вот это - жизнь" по пьесе Эрдмана "Самоубийца", концептуальная драма "Роза", комедия "Швейк! Похождения бравого солдата", по культовому роману Гашека и другие впечатляющие работы. Один из последних хитов - моноспектакль Надежды Марченко "Подлинная история фрёкен Хильдур Бок" по пьесе Олега Михайлова. А еще, возможно, мы станем свидетелями совместных постановок с ТЮЗом, ведь Наталья Прокопенко стала режиссером открытой читки пьесы "Клятвенные девы" того же Михайлова, а Надежда Марченко сделала серьезную заявку на главную роль.

Нельзя замолчать заслуги молодежного театра-студии "Призвание", созданного в 2007 году на базе Дворца студентов и возрожденного в 2010-м уже на базе ТЮЗа.


- Мы категорически отказались от понятия "кружок"" и постарались создать абсолютно новую учебную программу, - рассказывает руководитель студии и директор ТЮЗа Оксана Бурлай. - Нашей главной задачей стало обучение воспитанников основам театральной деятельности, формирование навыков актерского мастерства, развитие не только их творческих способностей, но и коммуникативных, организаторских; адаптация студийца в современном обществе, а главное - реализация! Реализация в самом широком диапазоне. Наша программа объединила в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в повседневной жизни. Помимо актерского мастерства, были введены новые дисциплины: хореография, сценическая речь, сценическое движение, ритмика, история театра. С 2010 по 2018 год актеры студии участвовали и участвуют в спектаклях ТЮЗа "Золотой ключик", "Самый лучший Карлсон", "Дядюшкин сон", "Снежная королева", "Синьор из высшего общества", "Волшебная лампа Аладдина", "Госпожа Метелица". В 2012 году у Театра юного зрителя и театра-студии "Призвание" осуществился совместный проект "Ночь в театре" (первый в Украине). Наш самостоятельный репертуар - спектакли "В ритме буги" ("Стиляги"), военная баллада "Не покидай меня", социальный перформанс "ОНИ", "В начале был Хаос... " (пластический спектакль по мотивам греческой мифологии), "Дело №" (сатирические рассказы Михаила Зощенко", "Весна, весна на улице" Агнии Барто.

"Призвание" удостоено Гран-при международного фестиваля "Горное созвездие" в Словакии за спектакль "Дело №", высшей награды JOY FEST за лучший актерский ансамбль спектакль "Дело №". А мюзикл "В ритме буги" назван лучшей одесской премьерой 2016 года - работу молодых студийцев рассматривали наряду с профессиональными государственными и частными театрами. Два выпускника уже работают в ТЮЗе, это Ирина Шинкоренко и Александр Ильвахин, поступили в театральные вузы Киева и Харькова уже 16 человек.

На слуху с начала девяностых у всего города Театр "Тур де форс" (в вольном переводе с французского - толчок, выходка, побуждение к развитию). Чеховский "Медведь", "Оркестр" Ануя, старинные водевили, сюжеты Достоевского и драмы Анны Яблонской - все ставится и играется "на разрыв аорты".


- Мы отсняли свое кино, три серии, рабочее название - "Любовь на фоне неба", - рассказывает руководитель театра Наталья Князева. - О премьере сообщим дополнительно, как и об открытии нового зала, все состоится ближе к весне.

Обращает на себя внимание и Театр Перуцкого, что на Канатной, 71, представляющий собой и учебную студию, и любимое место городских бардов и поэтов.


А все дело в личности хозяина помещения, Александра Перуцкого, знатока системы Станиславского и одаренного исполнителя (посетите его моноспектакль "Аз есмь тварь" - убедитесь сами!). Существование такой студии соответствует доброй старой одесской "системе домов", где может и выставка развернуться, и концерты со спектаклями случиться, не говоря о капустниках.

Но театром можно стать и без "дома". Существующий с 1987 года в Одессе Театр иностранной пьесы "Встреча"сменил много локаций. С утратой Дома культуры медработников (увы, у здания сменился собственник) комедианты испытали определенные трудности. Игровая стихия, профессиональная выучка студийцев и драматургия высшей пробы - так работает "Встреча".


- Несмотря на то, что коллектив, по факту уже второй год находится на улице вместе с декорациями, реквизитом и костюмами, театр продолжает жить, творить, любить, - рассказывает директор "Встречи" Наталья Тютюнник. - Выпустили премьерный спектакль 2017 года "Давайте займемся...", авторы пьесы и режиссеры-постановщики спектакля - актер театра музкомедии Тимофей Криницкий и Гала Реут. Премьеру спектакля сыграли на сцене Киевского академического Молодого театра в рамках фестиваля, где получили три диплома: за актерский ансамбль, за музыкальное решение спектакля и за пластическое решение спектакля. В Одессе театр дал несколько премьерных показов в помещении Дома клоунов и актового зала Одесского национального университета имени Мечникова. Восстановили детские сказки "И опять Кощей" (диплом "Театральных премьер -2016"), "Звери не звери", играем в школах города. Работаем над восстановлением еще двух вечерних спектаклей. Начались репетиции и подготовка к спектаклю, посвященному 30-летнему юбилею театра. За этот год коллектив театра пополнился студентами Одесского театрально-художественного училища, с которыми у нас сложились дружеские и рабочие отношения.

Планы: не сдаваться, бороться за свой постоянный "дом", который у нас отняли. Развиваться, учиться, творить и радовать нашего зрителя новыми премьерами!

Особый путь избрал Театр Двадцать Один, которым руководит режиссер Алексей Жила-Базель. В 2012 году коллектив театра создал два спектакля в жанре абсурда - "Чайка" (Антон Чехов) и "Норд-Ост" (Торстен Бухштайнер). Затем были "Носороги" Ионеско, "Гедда Габлер" Ибсена, "Антигона" Ануя, "Сильвия" Герни и другие яркие, хотя и учебные работы. А сейчас коллектив обратился к увлекательному познаванию постдраматического театра. Как ни прекрасна драматургия, театр двадцать первого века может вдохновиться самой жизнью.


- Мы не прячемся от жизни за пыльным занавесом устаревших понятий и штампов, - говорит Алексей. - Весь прошедший год мы с ребятами потратили на постижение перформативных практик, учились работать в русле постдрамы, исследовать личный опыт и выводить его в сценическое пространство. Продолжаю воспитание студийцев, моя задача - сделать из них профессионалов, уверенных в своих силах, действующих артистов. Старшая группа мне в этом помогает, они все стали моими спутниками, и весной предъявим результаты, проведем показы в новом ракурсе. Есть и участие в израильско-германском проекте "Театр очевидцев", основанном на воспоминаниях реальных людей, это будет смесь документального материала с художественным.

Театральный лицей под руководством "великого и ужасного" Анатолия Падуки дал путевку в жизнь многим известным артистам и режиссерам.


Сейчас в помещении детского центра "Дивосвiт" на Спиридоновской, 10, можно увидеть новое поколение студийцев в спектакле по Ивану Франко "Сойчине крило". Открытие - юная Татьяна Пятковская в роли опередившей свое время барышни Манюси, чей бурный темперамент бросил ее в объятия проходимцев и каторжников (но она будет прощена своим интеллигентным женихом).

Но это тема для юношеского театра, а тем, кто поменьше, подойдет детский театр-студия "Звездный час".


Руководитель Сергей Аксенов на базе Украинского театра готовит с ребятами мюзиклы, как на классическом, так и на современном материале. Юмористическая фантазия на античные темы "Геркулес" погружает в образы мифологии, но без отрыва от реальности. Слоган постановки звучит так: "Будь героем - вспомни детство!".

Женщина-театр, изысканная и выразительная Карина Шрагина-Кац, завлит театра кукол и самобытная актриса, регулярно собирает залы благодарной публики. Ее "Театр К" - сам себе студия.


В студийном формате Карина делала первые шаги в профессии под руководством режиссера Михаила Каца, ставшего ее супругом. Маленькая студия Карины сегодня работает на основной площадке, в "Терминале 42" (Успенская, 44), дополнительной площадкой для нее стало пространство "ТЕПЛО" (Большая Арнаутская, 59).

- Если среди самых разных образцов сценического искусства, представленных повседневной афишей, вам придет в голову выбрать наши спектакли, вам доведется столкнуться с экзистенциальным театром, с театром абсурда, с театром камерной психологической драмы, - говорит Карина. - Мы сосредоточены на процессе самопознания. И если вам все-таки захочется порыться в собственных переживаниях (догадках, озарениях, страхах, восторгах, эмоциях, заблуждениях), давайте попробуем сделать это вместе с нами. И кажущаяся бессмыслица обернется вдруг ясной мыслью. Безнадежность родит надежду. И там, где еще вчера вы видели лишь глухую стену, приоткроется дверь, за которой... Впрочем, придумайте, что там, за дверью, сами...

Репертуар "Театра К" - "Монолог для тихого голоса" (гротескный психоанализ), "Поезд для Аглаи" (печальная достоевщина) и "Мимс" (драма семьи, где сын оказался гомосексуалистом), а в ближайших планах - создание спектакля по стихам Федерико Гарсия Лорки "Memento Mori" . В новой постановке, кроме актрисы, участвуют Дмитрий Печкин (гитара), Айя Перфильева (танец). Музыкально-поэтическая драма "Memento Mori" основывается на поэтическом наследии Федерико Гарсия Лорки (более 30 стихотворений разных лет), музыке и танце в стиле фламенко. Карина Шрагина-Кац за последние семь лет сыграла главные роли в восьми спектаклях. Театралам хорошо известна и по спектаклю "Сто иен за услугу" ("взрослый" репертуар Театра кукол). Вместе с нынешним мужем, заслуженным артистом Игорем Геращенко, Карина играла в спектакле "Меню" по пьесе Александра Марданя на сцене Театра Перуцкого, в чем нет ничего удивительного, ведь студийные театры Одессы - это одна большая и дружная семья, чьим общим домом стал город.

Виолетта СКЛЯР.

Фото из открытых источников и личных архивов.