Номер 02 (1346), 27.01.2017
В 1987 году член команды КВН Одесского университета Янислав Левинзон прославился на весь Союз монологом Георгия Голубенко "Зеркало". Тридцать лет спустя гражданин Израиля, актер и ведущий Я. И. Левинзон привез на родину моноспектакль "Мужчина перед зеркалом" (авторы - Евгений Каминский и Владислав Царёв, режиссер - Михаил Чумаченко).
Возрастом он стал постарше, монолог увеличился до спектакля, зеркало выросло в размерах до экрана, вот только интонация осталась прежней - левинзоновской; ее ни с чтей не спутаешь. Тем более, что возвращается герой этого представления в свою юность, молодость, советское прошлое. Возвращается, как и полагается в такого рода произведениях, с грустью, ностальгией, "светлой печалью".
"Было да прошло, твердит мне время, но ему назло спешу к себе я...." - так, перефразируя некогда популярную песню, можно сказать о сути левинзоновского монолога.
А можно и длиннее, цитируя аннотацию к спектаклю: "Это комедия с элементами ностальгии и... претензией на знание жизни. Это ироничный монолог от имени поколения, выросшего в эпоху красных пионерских галстуков и чёрно-белых отечественных телевизоров. Это откровенные признания только для взрослых, вернее, для бывших детей. Главный герой в исполнении Яна Левинзона даёт наконец ответы на "вечные" вопросы: "Что думает мужчина, глядя на постороннюю женщину? И думает ли он в этот момент вообще? Почему мы так рано женились? Нужно ли давать детям соску? Чего бояться на встрече одноклассников? Так ли уж вредно курение? Кто такой супермужчина? Что может украсть честный человек? Кто из супергероев родился в СССР? Куда делись автоматы с газводой? Неужели, если у мужчины есть внуки, то это обязательно означает, что он дед? К чему приводит долгий брак? Есть ли секс после 50? А после 55? Другими словами, всё, что вы всегда хотели знать о взрослом мужчине, но стеснялись у него спросить".
Аннотации спектаклей (книг, фильмов и т. п.) обычно носят рекламный характер, всячески подчеркивая их достоинства. На сей раз все точно. Обо всем этом говорит Я. Левинзон, обращаясь к залу, где сидит еще немало тех, кто помнит его начинающим, с ТЕМ ЕЩЕ "Зеркалом". И на нынешнем "зеркале"-экране можно увидеть ТОГО Яшу Левинзона.
Слезы - гарантированы.
Те самые слезы, которые, хочешь не хочешь, а появляются, когда тебе напоминают о том, "как молоды мы были, как искренне любили...", да еще с такой степенью концентрации. Ну, может быть, не прямо так уж слезы из глаз, но комок к горлу периодически подступает. Ведь, что ни говорите, а "Зеркало" и его исполнитель остались для поколения ровесников Я. Левинзона одним из самых ярких воспоминаний о КВНе. А КВН тогда смотрела вся страна, еще бывшая "одной шестой частью суши".
Впрочем, и молодые зрители наверняка с интересом воспримут эту постановку. Ибо даже если безразлична им советская эпоха, то мастерство исполнителя, его обаяние равнодушным оставить не могут.