Номер 30 (1423), 31.08.2018

О СЧАСТЛИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Шестьдесят лет назад, осенью 1958 года, Всесоюзное радио пополнилось новым сотрудником.

11 лет спустя он стал главным режиссером литературно-драматического вещания и оставался таковым на протяжении 33 лет. Мы вспомнили об этом юбилее, поскольку герой этой истории - народный артист России Эмиль Верник - урожденный одессит.


"Я родился в 1924 году в Одессе в семье скромного служащего". Так Эмиль Григорьевич Верник неизменно начинает рассказ о своей жизни, в которой было множество ярких событий и еще больше - интереснейших встреч.

Но вырос наш герой в Харькове, куда в пятилетнем возрасте был перевезен родителями. Страсть к лицедейству проявилась у него еще в младших классах школы, под влиянием феноменально популярного в середине 1930-х фильма "Чапаев". Эта страсть привела мальчика в драматическую студию Харьковского дворца пионеров, которой руководил молодой в ту пору актер Харьковского театра Виктор Хохряков, известнейший впоследствии мастер Малого театра.

В июне 1941 года, после окончания школы, сдал экзамены в Украинский театральный институт, но начать обучение помешала война. Семья эвакуировалась в Казахстан, где Эмиль работал в свиносовхозе, умудрившись и там создать драмкружок. Летом 1942 года он узнал, что его институт находится в Саратове, написал письмо директору, и вскоре получил вызов. Оказалось, что к тому времени харьковский вуз влился в состав московского ГИТИСа - на правах отделения. После окончания института он попал в творческое объединение "Московские литературные чтения", завлитом работал Александр Чаковский, будущий известный писатель и редактор "Литературной газеты". Театр много гастролировал, и во время таких поездок Эмиля иногда приглашали выступить на радио. Как-то на гастролях в Свердловске местные радийщики дали ему рекомендательное письмо в Главную редакцию пропаганды Всесоюзного радио. Там артиста приняли благосклонно, но встал вопрос: как принимать в штат беспартийного, да еще и еврея?! В конце концов взяли режиссером в отдел науки и техники. Самые яркие воспоминания о той поре у Эмиля Григорьевича остались от встреч с первыми космонавтами. Тогда было такое правило: после очередного полета космонавты приезжали в редакцию и давали интервью.

А летом 1969 года Э. Верника пригласили работать режиссером в Главную редакцию литературно-драматического радиовещания. Там, по его признанию, прошел основной период его творческой и личной жизни.

В передачах этой редакции принимали участие едва ли не все самые популярные артисты того времени. Но самые теплые воспоминания остались у Э. Верника от сотрудничества с выдающимися мастерами Театра имени Моссовета Ростиславом Пляттом, Верой Марецкой и Юрием Завадским.

"Марецкая очень трепетно относилась к работе у микрофона, - вспоминает Э. Верник. - На запись обычно приходила с хорошо подготовленным текстом. Тем не менее во время записи ее всегда что-то не удовлетворяло. Она не щадила себя, могла сделать один, второй, третий дубль.

В последние годы, когда В. П. Марецкая тяжело болела, лежала в Кунцевской больнице, я говорил ей: "Вера Петровна, мы приедем к вам с тонвагеном и запишем вас". Но когда узнавала, что запись тогда качественно будет хуже, не соглашалась. Завадский посылал за ней машину, она тайком от персонала через лаз в заборе забиралась в нее и приезжала на улицу Качалова. Записавшись, успевала вернуться в больницу к обеду".

Благодаря В. Марецкой режиссеру удалось "затащить" на радио Ю. Завадского. Знаменитый режиссер сперва отнекивался: "я уже лет сорок не занимаюсь актерской деятельностью", но все же увлекся и записал на радио несколько глав из "Евгения Онегина". Также удалось записать главы из его книги "Учителя и ученики". Ю. Завадский был уже тяжело болен, записывался лежа. На живот ему клали подушку, на маленькой треноге ставили микрофон, ассистентка держала перед ним текст, и он читал главу из своей книги. Эта работа так вдохновила Мастера, что он сам предложил записать стихи Расула Гамзатова, причем в присутствии самого поэта. Итогом этой встречи стала пластинка с чтением стихов Ю. Завадским и кратким интервью Р. Гамзатова.

Еще одна интересная история связана с радиопостановкой пьесы "Брачный покров" израильского писателя Шабая Голани, который работал советником по культуре израильского посольства.

"Я загорелся сделать по этой пьесе радиоспектакль, стал думать об исполнителях, - вспоминает Э. Верник. - Это могут быть только Алина Покровская и Инна Чурикова. Первая уже много раз записывалась в моих передачах, в ней я был уверен. А вот с Чуриковой мне впервые предстояло встретиться в работе... Я бесконечно рад, что не ошибся в выборе".

Всего же Эмиль Верник поставил на радио более 200 спектаклей.

Счастлив он и в личной жизни.

11 октября 1963 года в его семье появились двойняшки - Игорь и Вадим. Оба пошли по стопам отца и вполне успешно. Игорь сыграл десятки ролей в театре, кино и на радио. Как и отец, удостоен звания "Народный артист Российской Федерации". Вадим больше тяготеет к журналистике, выступает в качестве теле- и радиоведущего, главный редактор журнала "ОК!". Оба они ведут часовую передачу "Театральная среда братьев Верник", награждены премией "Радиомания".

"Я вполне могу считать себя счастливым человеком", - утверждает урожденный одессит Эмиль Верник. К этому добавим только то, что 4 сентября Эмилю Григорьевичу Вернику исполнится 94 года.

Подготовил Константин РИТИКОВ.

Использованы фрагменты из статьи Э. Верника
"Моя работа на радио. Воспоминания".