Номер 14 (1407), 27.04.2018

ТАК РОЖДАЛОСЬ УКРАИНСКОЕ КИНО

Девяносто лет назад, в апреле 1928 года, состоялась премьера фильма Александра Довженко "Звенигора". С этой ленты фактически берет начало украинское национальное кино. Но в месте его рождения этот юбилей благополучно забыт.


Идея картины принадлежит Юрию Тютюнику, знаменитому в свое время украинскому военному деятелю, генерал-хорунжему армии УНР, весной 1919 года в течение двух недель исполнявшему обязанности коменданта Одессы. Его соавтором стал харьковский поэт Майк Йогансен. Сценарий "Звенигоры" был принят к постановке на студии ВУФКУ (так в 1920-х именовалась Одесская киностудия), но по неизвестным причинам производство прекратилось, и А. Довженко фактически заново переписал сценарий.

Сюжет фильма охватывает две тысячи лет, рассказывает о многих этапах истории Украины - от скифов и варягов до борьбы большевиков с движением гайдамаков. Этапы, изложенные в 12 эпизодах, объединены символической фигурой Деда, который мечтает найти старинный скифский клад, согласно преданиям, спрятанный в украинских степях в недрах Звенигоры. Но всякий раз, когда клад вроде бы у него в руках, золотые кубки превращаются в черепки, а драгоценные камни в стекло. Дед рассказывает о кладе своим двум внукам, и они тоже начинают поиски своего "клада", своей мечты о счастье.

Один из внуков, Тимош, становится красноармейцем, второй, Павло, воюет против большевиков. Оказавшись в эмиграции, Павло получает задание вернуться на родину и устроить диверсию. Он подговаривает Деда подложить динамит под рельсы, по которым должен проехать поезд с большевиками. Но в последний момент Дед останавливает машиниста, предотвращая взрыв, его подбирают молодые пассажиры, и он соглашается ехать с ними в некое "светлое будущее".

Съёмки начались в 1927 году, выход фильма должен был быть приурочен к 10-летию Советской власти. По воспоминаниям Довженко, он снял картину "на одном дыхании" за 100 дней.

Но судьба его оказалась непростой.

24 сентября 1927 года в газете "Кино" появилась статья под впечатляющим заголовком "Лицо врага". "Петлюровский атаман Тютюнник, - писалось в ней, - спрятавшись под псевдонимом "Юртик", вместе с украинским поэтом М. Йогансеном, скрытно использованным националистами, сдает на Одесской кинофабрике сценарий "Звенигора", в котором проповедуется идея "буржуазной украинской нации". Сценарий "Звенигора" ставит Довженко, который не смог до конца преодолеть вредные основы сценария, и картина вышла с грубыми политическими ошибками".

Но вскоре в Киев приезжает известный французский критик Леон Муссинак, который отмечает, что характеризует Довженко как "молодого талантливого режиссера, лишенного предрассудков, связанных с театральными представлениями, который умеет кинематографически думать и строить свое произведение".

Еще более высоко оценил картину Довженко уже знаменитый в то время Сергей Эйзенштейн. Он писал после просмотра "Звенигоры": "Сегодня на мгновение можно было притушить фонарь Диогена: перед нами стоял человек...", "Мастер своего лица. Мастер своего жанра. Мастер своей индивидуальности... человек, создавший новое в кино".

Однако новаторские приёмы в работе режиссёра заставили представителя ВУФКУ в Москве сказать о "Звенигоре": "Никто ничего понять не может". Он выражал точку зрения прокатчиков, которым "Звенигора" принесла одни убытки; украинский зритель картину не воспринял. Впоследствии и сам Довженко признался, что его фильм был слишком сложным для восприятия: "Фильм с тремя-четырьмя актёрами, фильм, где события развиваются в одной комнате и почти в один день, - чуть ли не последний крик моды... Что же мне скажет зритель, увидев, как я пропущу перед его глазами на двух тысячах метров плёнки целое тысячелетие? Да ещё и без интриги, без любви".

Подобное много раз бывало в истории кино, нелишне вспомнить, что столь же бесславно "пролетел мимо кассы" и "Броненосец Потемкин", уже признанный мировым шедевром.

История все расставила по своим местам. Сейчас ясно, что именно "Звенигора" стала родоначальницей течения, названного "украинское поэтическое кино", прародительницей таких шедевров, как "Тени забытых предков", "Белая птица с черной отметиной", "Комиссары" и др. А кинорежиссер Евгений Деслав утверждал, что "Звенигора" открыла путь украинским фильмам на зарубежные экраны.

По своим художественным качествам, по значимости в истории кино, именно "Звенигора" является лучшим фильмом, когда-либо снятых на Одесской киностудии. Но странным образом эта картина почти не упоминается в перечне главных достижений нашей киностудии. Так что не стоит удивляться, что и нынешний юбилей прошел мимо внимания местной кинообщественности. Будь жив Вадим Костроменко, он наверняка не прошел бы мимо возможности лишний раз напомнить о славном прошлом Одесской киностудии. Увы, но заменить его некем.

Александр ГАЛЯС.