Номер 24 (1368), 7.07.2017

ГАРМОНИЯ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ...

Иногда бывает так, что любовное воркование плавно перерастает в профессиональный спор или даже в репетицию. Значит, перед нами люди театра, "священные чудовища", подменившие искусством обыденность, что само по себе и неплохо.

Театр "На Чайной" выпустил спектакль "Гармония" по мотивам пьесы финского драматурга Мики Мюллюахо "на троих" - играют Олег Симоненко (он же режиссер-постановщик), Елена Юзвак и Олег Фендюра.


Пьеса, как всегда у "чайников", выбрана с большим вкусом.

"Это финал трагикомической трилогии, которую в течение нескольких лет сочинял успешный финский режиссер и художественный руководитель Национального театра в Хельсинки, - пишет о пьесе "Гармония" известный российский критик Павел Руднев. - Первые две пьесы из цикла "Паника" и "Хаос" оказались очень востребованы в репертуаре российских театров, стали определенным феноменом российско-финских театральных отношений последних лет. Пьеса "Паника" была "мальчишником", где трое мужчин в кризисе среднего возраста психовали, ссорились и сжигали свои никчёмные стереотипы, просветляя свой жизненный путь. Пьеса "Хаос" была "девичником", где женщины говорили о засилии маскулинного мира и пытались научиться жить, совмещая зависимость от мужчин и свободу от них. В пьесе синтеза - финальной "Гармонии" - Мюллюахо, уже не веря, что гармония возможна в жизни, где царит только паника и хаос, помещает гармонию в театр, ибо в театре возможно все. Но и это только иллюзия, которую ежевечерне порождает театр. Супружеская пара - режиссер и сценограф, а также третий лишний - продюсер - живут, пытаясь обрести гармонию, но постоянно пребывают в конфликте, ибо они - люди театра. Семейный быт Олави и Саары посвящен творчеству: супруги ежедневно заняты сочинением спектаклей, обращая каждую деталь реальности в театральный предмет или повод к размышлению над очередной пьесой. Живут образными системами, и если говорят о том, что жизнь их превратилась в "стеклянный пустой дом", так напоминающий декорацию, то непременно предлагают: "А что если заполнить этот дом водой?" Все, что происходит в реальности, является репетицией перед спектаклем, который становится фактом искусства, и герои смиряются с осознанием того, что настоящей жизни у них давно нет, как нет детей и подлинных отношений, а единственным настоящим желанием оказывается желание постоянно читать и ставить пьесы. Но, невзирая на это, пьеса Мюллюахо "Гармония" остается своеобразным памятником людям театра, смешным, алогичным, принимающим иллюзию за реальность, уверяющим нас со сцены, что г армония все равно существует, даже если ее нет в действительности".

Именно Саара является не только объектом обожания, но и центром вселенной, источником вдохновения для обоих мужчин. Режиссер Олави (Олег Симоненко), старающийся сочинить спектакль, отталкиваясь от макета декорации, стеклянного дома, выполненного Саарой. А как он шикарен в костюмчике а-ля Чарли Чаплин, надетом ради тематической вечеринки! И походочка носками наружу, и тросточка круги описала в воздухе, и фоном звучит слоу-фокс, и прекрасная цветочница рядом, театральная художница Саара, которую играет Елена Юзвак. Цветок в петлицу - последний штрих, Саара завершает сборы, словно промелькнули несколько кадров из "Огней большого города"... Возможно, Алекси-продюсер, чью роль исполняет Олег Фендюра, был бы лучшим мужем для нее, он болен театром в чуть меньшей степени.

Некий идеальный театральный продукт вырисовывается с трудом: Олави вдруг решает наполнить стеклянный домик водой, буквально истерит (узнаваемо, есть и у нас такие режиссеры). Бедному Алекси уже очевидно, как дорого обойдется эта безумная идея. А тут еще Саара бросает пару ласковых взглядов не на мужа... Олави занервничает, оставшись без привычной пайки "крови" - гармония нарушена, удастся ли ее обрести вновь? Да и была ли она? А с появлением "маленькой кроватки" в этом доме, к чему подводит финал, разве разрешатся проблемы? Ведь мужу тогда достанется далеко не все внимание жены... И самое главное: получится ли гениальный спектакль? Открытый финал позволит всем этим вопросам повиснуть в воздухе. Олави, конечно, мил и сексуален, но он способен и на жестокое, бессердечное обращение с женой, и не факт, что его искусство стоит того. Можно смело ожидать, что каждый спектакль будет звучать по-иному, артисты будут искать новые краски, оттенки чувств и взаимоотношений героев. В какие-то моменты зрители будут восторгаться троицей "священных чудовищ", в какие-то - раздражаться на них.

До конца лета эту постановку можно будет увидеть на той площадке, для которой она задумана, но с начала нового сезона "чайники" вынуждены будут переехать из помещения на Карантинной, бывшая чаеразвесочная фабрика пойдет под снос, на ее месте начнется стройка. Квартирный вопрос "чайники" пытаются решить при помощи городских властей. Одно несомненно: такой театр должен продолжать искать гармонию и каждый раз находить ее в очередном спектакле.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:

Саара и Алекси (Елена Юзвак и Олег Фендюра).

Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.