Номер 19 (1363), 2.06.2017

СНЕЖНЫЙ АНГЕЛ И СТАРЫЕ КЛЯЧИ

В Украинском театре поставили одноактный спектакль "Маленький мир", который воспринят был зрителями неоднозначно, зато стал поводом для раздумий о перипетиях нашего бытия.

Автор пьесы о женской дружбе и умении "благодарно принимать" любую погоду, известный белорусский драматург Елена Попова пишет чисто, ясно, где-то даже бытово. Но постановщик спектакля, народный артист Украины Игорь Равицкий и особенно автор сценографии и костюмов, известный одесский кутюрье Руслан Хвастов, максимально выпарили быт из этой истории. Получилась не лишенная романтизма притча о четырёх загнанных жизнью клячах и слабом молодом жеребенке, которого чуть было не затоптали, но потом подтолкнули и проводили в путь, чтобы нашел он более зеленые и сочные луга, подышал целебным воздухом... Или же о грешницах, к которым прилетел ангел, дабы очистили они души свои, стали лучше, добрее.


Увы, зрителям в который раз пришлось подышать противными выхлопами дым-машины - почему-то до сих пор считается, будто нет лучшего способа изобразить на сцене метель. С колосников падают снежинки, раскачивается не то хрустальный, не то ледяной абажур, и воображение позволяет среди удушливого дыма вообразить свежую струйку морозного воздуха. А вообще-то хватило бы и этих штрихов, дым-машины пора сдать в музеи. Аскетично оформленная белая, чистая сцена (на самом деле не вполне чистая, белые брюки героя, увы, во время премьеры замарались на коленках, когда его по полу валяли злые тетки) плюс привычно низкая температура в зале - вот и создана иллюзия застылости в судьбах героев и в погодных условиях.

Любой театр всегда нуждается в интересной драматургии на возрастных премьерш, и Елена Попова как раз щедра на сюжеты, где несколько дам и минимальное количество молодых мужчин (в "Маленьком мире" герой всего один) выясняют между собой отношения. Четыре заслуженные артистки плюс молодой актер, которому тоже впору звание уже давать, составили гармоничный ансамбль.

"Крупная, скорее квадратная, подстрижена коротко, любит одеваться по-мужски - рубашки, свитера, брюки. Уверена в себе на биологическом уровне", - так характеризует драматург Жанну, роль которой исполняет Татьяна Глущенко. Увы, уверенностью она маскирует одиночество и растерянность: воспитала сына, но, видимо, плохо, раз уже три месяца его не видит, а подругам врет, будто он у нее образцовый и заботливый.

"Субтильна, даже истощена. Осталась привычка ухаживать за собой, но привычка скорее механическая, без фанатизма. В дни, когда она чувствует себя плохо или не в духе, она не делает и этого. Как раз такой день. Волосы безжизненно и тускло висят по сторонам бледного лица. Хотя она прекрасно знает, что в компании, в которую пришла, все будет замечено и безжалостно высказано", - это о Лизе (Галина Кобзарь-Слободюк), облаченной в мышиного цвета пальтишко, вязаную кофту и платьишко с белым воротничком.

Алла, которую подруги называют только по фамилии: Пискунова (Светлана Гужва) - "яркая, немного отяжелевшая. Всегда была с характером, который с годами тоже отяжелел и подраспустился. И еще все время какая-то скрытая агрессия, а точнее - какая-то абстрактная обида, неизвестно, против кого - молодость-то прошла. Такое бывает у красивых женщин". Руслан Хвастов нарядил Пискунову в синюю шляпку и такого же цвета костюм силуэта пятидесятых, вузовская преподавательница, должно быть, кажется студентам каким-то мастодонтом. У нее одной сохранился муж, но душа к нему не лежит, места в трехкомнатной квартире найти себе она не может, ибо он вездесущ. Прямо как у Гоголя: "Подошел к окну - и там жена, сел на диван - и там жена!".

Реинкарнация Брижитт Бардо, если бы та носила красный спортивный костюм - Ольга (Ирина Черкасская). "По жизни самая близкая подруга Пискуновой. И внешне, и по способностям всегда ей уступала. По натуре человек неплохой. Но и у таких довольно широкая гамма чувств. И свои темные углы, в которых есть место и ревности, и зависти, и соперничеству, короче, всему тому, что есть в женской дружбе. Дружат до сих пор, но уже с каким-то напряжением. Как старые супруги. Привычка, под которой уже много раздражения и противоречий. По жизни добились одинакового положения - обе преподают на одной кафедре. Но в душе Пискунова все равно считает себя умнее и достойнее Ольги. И это неразрешимо".

Вот какая самоигральная пьеса прямо со списка действующих лиц! И только об Артуре (Евгений Юхновец) сказано коротко, что тому 23-25 лет. Но тут-то и развернулась душа артиста, способного оправдать даже неловко скроенную интригу (пьеса доступна в Сети, можете сами прочесть и поискать логику в поступках и перемещениях героя). А еще эта ломкая пластика, и никакого натужного натурализма, хоть играет артист астматика в тяжелой стадии. Белые одежды, белый рюкзак, смешная вязаная шапочка а-ля тибетская, но не пестрая, а тоже белая - это же ангел залетел в панельную многоэтажку, для отвода глаз воспользовавшись лифтом, и поведал, что мечтает продышаться в Тибете, до которого надо не просто добраться, а дожить.

Подпитаться хотел флюидами дружбы, связывающей всех этих женщин, вот тут верю. А чем, вы думаете, живы ангелы? Артур чуть не умирает, когда подруги, заподозрив в нем мошенника, набрасываются с руганью, рюкзак потрошат, опрокидывают на пол (вот тут-то и запятнали белые брючки). Героини на самом деле дружны и от этого по-настоящему счастливы (пока есть с кем вместе лепить снежную бабу, ты не одинок), и современный мир не так уж велик, раз можно созвониться с живущей в Америке подругой. Вот эта американская Сонечка скупее всех драматургом обрисована, но для Одессы это не проблема, у каждого такая подружка заокеанская есть, каждый себе все представит в деталях. Поколение бабушек и мам, которым сегодня хорошо друг с другом, но с детьми уже нет контакта (старые клячи влачили на себе воз проблем, заменили жизнь борьбой за выживание, в том числе и своего потомства, последствия налицо), впору за перья в ангельском крыле хвататься - вот это драматург на самом деле хорошо знает и ярко изображает. А молодежной аудитории будет интересен в первую очередь, конечно, тот самый белокрылый ангел в исполнении Евгения Юхновца, в этой роли артист вспоминает опыт существования и в роли Хлестакова (но совсем чуть-чуть). Ведь пройденный путь рано или поздно подвергается ревизии, в качестве ревизора скорее всего может оказаться персонаж с чистыми глазами и помыслами, нездешний-безгрешный, что само по себе непонятно и подозрительно. В финале к лепящим снежную бабу подругам присоединится и Артур, все они будут играть в снежки, и от этого забавного зрелища в зале станет теплее, да и доставучую дым-машину наконец-то выключат.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.