Номер 23 (1268), 26.06.2015

МЕМОРИАЛЫ ОДЕССКОГО ЗАЛИВА

Одесский залив известен мемориалами не только на своих берегах, где шли бои во время Великой Отечественной, но и в глубинах моря, храня память о погибших людях и кораблях. Дайверы "Украинского центра морских экспедиций" прошли по традиционному маршруту "Конвой", открыв сезон подводных погружений.


В экспедиции приняли участие подводники Одессы, Харькова, Днепропетровска, Киева. Первый выход в этом сезоне состоялся на "Калипсо" - экспедиционном судне, на котором было сделано множество открытий в Одесском заливе.

- Одна из основных задач экспедиции - осмотр, выявление разрушений на объектах по маршруту следования как по естественным причинам, так и из-за посягательств "кладоискателей", - объяснил руководитель экспедиции Владлен Тобак.

Он рассказал, что в прошлом году была пресечена попытка мародеров срезать герб румынской королевской семьи с кормовой части транспорта "Sulina". И эта опасность остается.

Маршрут "Конвой" проходит по акваториям Одесского залива - Ильичёвск, Санжейка, Затока, мыс Будаки-Бурнас. В этом районе в годы войны проходили конвои. Они старались идти близко к берегу, чтобы не стать мишенью для подводных лодок, которые опасались заходить на мелководье. В то же время немецкий транспорт "Зальцбург" был потоплен советской подводной лодкой, которая залегла на малой глубине и атаковала противника с берега. На борту корабля находились более 2000 советских военнопленных. "Украинский центр морских экспедиций" организовал на затонувшем транспорте акцию памяти, установив мемориальную доску на глубине 15 метров.

- Проходя мимо этого места (в районе мыса Будаки, возле села Приморское, мы всегда даем гудок, чтим память погибших, - отмечает Владлен.

По маршруту "Конвой", который составляет 150 морских миль, находятся интереснейшие объекты для погружений. Это английские торпедные катера "Виджелия" и "Вифорул", потопленные в 1941 году в результате взрыва транспорта "Унгвар", который они сопровождали. Также было проведено расследование совместно со специалистами из Швейцарии и Румынии. Были подняты установки "Vickers", которые переданы в феодосийский музей. Сегодня одесситы ведут переговоры о возврате этих и других экспонатов, официально поднятых в наших экспедициях, тем более что в Одессе уже создан специализированный Музей от Министерства обороны.

На траверзе входа в Днестровский лиман располагается немецкое транспортное судно "Горделия". В составе конвоя оно перевозило бензин в бочках для Восточного фронта. В районе Ильичевска относительно идентифицирован "колёсный пароход" с пятиметровой дымовой трубой, деревянными трапами и надстройками с каютами. На глубине 14 метров - транспорт "Теодорих", бывшее советское судно "Херсон". Корабль был потоплен дважды. Один раз - советским командованием из-за угрозы захвата Вермахтом. Второй - в качестве немецкого транспорта в результате торпедирования советской подводной лодки М-111. С шестиметровой пробоиной вверх килем лежит шаланда "Анкара". На траверзе мыса Бурнас находится транспорт "Николай". Этот объект не идентифицирован, название дано условно как экспедиционное - временное. Судно, предположительно, английское, конца 19-го века. Исследуя объекты по маршруту, дайверы также выполняют ряд научных экспедиционных задач.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.