Номер 14 (810), 14.04.2006

НЕ ДОРОГ КВАС, ДОРОГА ИЗЮМИНКА К КВАСУ

Куда ни глянь, везде сейчас гламур.

Вот фильм новый вышел, "Дневной дозор", и отчего-то сразу стал гламурным. Отчего все говорят: "Гламурно, гламурно"?

Или выставка какая-то открылась и тоже отчего-то гламурная.

И я задумалась, что есть гламур?

Кто и как понимает "гламур"?

"По мне так, гламур – это как сорока, которая в своё гнездовище стаскивает с миру по нитке – пёрышки, кружевца, в общем, все, что на виду, блестит и плохо лежит. А о вкусе и стиле тут говорить не приходится! Это что-то вычурно-ультрамодное, прямо в "десяточку". Но как говорят, хорошую вещь гламурной не назовут".

Это мнение более или менее понятно...

"По-моему, слово "гламурный" пошло от известного журнала Glamour, то есть модный. Значит, быть гламурным – быть модным "

Это мнение тоже достаточно прозрачно – влияние современной субкультуры.

А вот следующее мнение меня лично убило наповал: "Гламур – это такое маленькое животное, пушистое, с острыми зубками и смешно торчащими ушками..."

Я настолько была ошарашена, что даже не уточнила, серьёзно ли говорит моя знакомая, хотя говорила она это с вполне серьёзным выражением лица.

Современный словарь Вебстера толкует гламур как "ускользающую, загадочно-волнующую и зачастую иллюзорную привлекательность, которая будоражит воображение и разжигает вкус к необычному, неожиданному, красочному или экзотическому". Второе значение этого слова – "странно-соблазнительная атмосфера романтического волшебства, околдовывающего, непостижимого, неодолимо-магнетического очарования; личное очарование в сочетании с необыкновенной физической и сексуальной привлекательностью".

Иными словами, гламур – это заведомо приукрашенный образ, соблазняющий красотой, артистичностью, богатством, умением жить... После чего мы идём в кино и смотрим этот фильм, или идём в магазин и покупаем эту вещь. Впрочем, видимо, некоторые идут в зоопарк и смотрят на эту зверушку.

Как мне кажется, гламур родился на улицах Парижа, это та самая сказка, которую выписывали Тулуз-Лотрек и Эмиль Золя, именно тогда родилась иллюзорная реальность, стимулирующая потребление. От шампанского по завышенным ценам и проституток с идиотскими именами вроде Фифи и Мими оказалось недалеко до иллюзий куда менее претенциозных. Именно рубежом XIX и XX веков датируется изобретение культуры гламурного магазина (о, боже, простите, какие уж нынче магазины – одни бутики). Сама идея гениальна проста – обставить обычную продуктовую, галантерейную лавку как райскую аркаду, куда ходят как в театр, как на приём, а покупая, приобщаются к миру избранных...

Но всё это лишь начало. Лишь цветочки.

Ягодки появились потом, немного позже, уже с расцветом Голливуда. Вот тогда-то и началась настоящая гламурная сказка. "По бульварам этого провинциального городка рыскают стаи молодых девушек с удивительно красивыми телами и удивительно злыми глазами", – писали о Голливуде попавшие туда в начале 30-х наши земляки Ильф и Петров.

Символично, что многие из заведующих цехами голливудской фабрики начинали осваивать гламурные технологии ещё на залитых огнём газовых фонарей бульварах Европы и лишь потом, убегая от восставшего пролетариата, а затем и от Гитлера, перебрались в США. И уже там, в стране непуганых иммигрантов, разворачивались в полную силу. Австриец Эрнест Дихтер, отдекорировав несколько магазинов и смастерив бессчётное количество рекламных плакатов в Вене, перебрался в Калифорнию и стал главным художником по сцене и костюму студии "Парамаунт". А одессит Макс Фактор, который до русской революции служил рядовым гримёром Мариинского театра, в Штатах стал главным поставщиком косметики в Голливуд, а потом и во все супермаркеты планеты. Дальнейшее – дело техники: мы шли вперёд к прогрессу, мир всё больше становился похожим на комбинат бытовых услуг и всё меньше на божественное творение. Хороших и разных товаров становилось всё больше, а вдохновения, чтобы созидать, – всё меньше. Утилитарность стала душить красоту и изящество. Мир становился одинаковым.

Велика иллюзия гламура – подсознательное убеждение человека в том, что к новому сезону обязательно необходимо приобрести новую модель телефона, новую маечку (как это актуально для женщин, не правда ли?), новые коллекции обуви, часов и т.д. – покупать, переплачивая за новинки, и при этом чувствовать себя абсолютно счастливыми. Шотландцы верно говорят, что же это ещё, если не магия?! – многомиллиардный бизнес – честный отъём денег у населения.

А вообще, что такое гламур не знает никто, но все хотят им обладать.

Гламур – это шик. Возможно, именно оттого у нас всё стало именно так, как стало, – гламурненько. Ведь человек всегда стремится к прекрасному, пусть даже это прекрасное не всегда самого лучшего качества...

Богдана БОНДАРЬ.