Номер 33 (623), 09.08.2002

ВО ГЛУБИНЕ ТАВРИЙСКИХ ИГР

(Продолжение. Начало в N 32.)

2. В НАЧАЛЕ БЫЛ ЗВУК...

На этот раз в музыкальном плане фестиваль в Каховке прошел без особых сенсаций и открытий новых имен на небосклоне отечественной музыки. Нынешние участники - всем хорошо знакомые исполнители, к тому же почти ежегодно выступающие на "Таврийских играх". В общем-то фестиваль можно смело считать своеобразной высшей лигой украинского шоу-бизнеса, в которую смелых и раскованных новичков редко берут, а признанных фаворитов редко игнорируют, чтобы не ставить под сомнение высший имидж лиги. Сами организаторы этого не отрицают. И хотя категорически отвергают любые обвинения в закрытости фестиваля, тем не менее подтверждают: для того, чтобы попасть в программу "Таврийских игр" следует стать популярным среди миллионов слушателей. А не это ли и есть закрытость фестиваля? Ведь ни для кого не секрет, что в наше время для доступа к многомиллионной аудитории творчество должно быть подкреплено вниманием масс-медиа, звукозаписывающих и рекординговых компаний. А это, в свою очередь, на данном этапе проблематично без соответствующего приближения к плану шоу-бизнеса.

Тем не менее, чтобы хоть как-то развеять имидж закрытого фестиваля, на который трудно попасть, оргкомитет включил в программу нынешнего года и несколько совсем молодых групп. По несколько песен на разогреве получили возможность спеть пресноватая "Talita Kum" и достаточно перспективная киевская команда "Белки" - представители нового поколения и новой гитарной музыки, оттого выглядевшие на фоне рафинированной-мейджорной программы, словно кусок джинсовой ткани на персидском ковре. Старишие товарищи тут же захлебнулись в снисходительных изречениях относительно того, умеют ли последние играть. А что еще нужно неопанкам для полного морального удовлетворения? Энергии и молодой напористости им не занимать, в отличие от многих профессионалов, для которых выход на сцену, кажется, стал напоминать со стороны необходимость рутинных будней.

Новый имидж и соответственно коренное изменение внешнего вида всего своего творчества на этот раз продемонстрировала в Каховке Юлия Лорд. Время культивирования на нашей сцене как бы альтернативы в виде кожано-небрежного дизайна одежды, вызывающего огня в очах, надрывного голоса и коверкания "Smells Like Teen Spirit" Кобейна, похоже, ушло для исполнительницы безвозвратно. Теперь же на сцену поднялась почти что классическая поп-дива с аккуратной французской стрижкой, мягким голосом и модельной блузкой с надписью "Lord". Прежний имидж, очевидно, не оправдав надежд на окупаемость, теперь заменен на более привлекательный для украинского потребителя. Музыка, соответственно, тоже. Стилисты-визажисты и специалисты по имиджу потрудились на славу.

Ожидания "Гуцульского проекта" Русланы (подогреваемые прокатившейся по просторам Украины мощной промоушн-компанией клипа "Знаю Я") не получили в Каховке логического развития. По крайней мере пока, "Гуцульский проект" оказался еще сырым и явно находится в стадии становления. Однако сюрпризом и явным плюсом все же стало выступление Русланы с целым ансамблем ударных инструментов, придавшим звучанию мощный этнический напор. Что же до самой программы, то вся она была выстроена лишь вокруг умело раскрученного хита "Знаю Я", плюс несколько версий старых песен и композиций, культивирующих танец аркан. С чем же действительно трудно не согласиться, так это со слаженностью и профессионализмом всей команды в целом. Костюмы, танцевальная поддержка, музыкальное звучание и внешние атрибуты - все подчинялось общей гуцульской концепции. Похоже, что свя сплоченная команда (дружно выделявшаяся в фестивальной тусовке по имиджевым футболкам с надписью "Поднимись на вершину") знает, чего хочет и как этого достичь. В остальном только время покажет, насколько верным оказался выбранный маршрут, насколько быстрым будет восхождение и каковой окажется взятая вершина. А заодно, не окажется ли на самом деле "Гуцульский проект" лишь конвертируемым образом, слепленным из экзотики древних карпатских культур.

Вообще, конъюнктурная тема "Made in Ukraine" проявлялась в Каховке не раз. Александр Пономарев, уже шестой год подряд уезжающий с фестиваля вместе с очередным титулом "Певец года", на этот раз гордо вышел на сцену в модном потерто-продырявленном джинсовом костюме в стиле американских тинейджеров образца пятилетней давности, но с жовто-блакитным флагом на спине. Еще более, чем такое комичное совмещение проамериканского стиля с национальной символикой, смешил и повод для нового прикида: свежая песня "Сам собi Краiна", написанная другим известным пропагандистом Кузьмой из Группы "Скрябин". Если бы на фестивале существовала премия за самое пафосное исполнение, то якобы патриотический ликбез Пономарева оказался бы вне конкуренции. Да и самого певца, судя по тексту его послания в фестивальном каталоге, что называется, понесло... "Надеюсь, что песня станет не просто хитом, но и заставит задуматься каждого над ее смыслом. Песней "Сам собi Краiна" хочу призвать всех своих фанов и гостей фестиваля обратить внимание на прблемы нациаонального характера. Много молодых людей покидают Украину, так и не ощутив себя украинцами... Настало время задуматься над тем, что происходит. Я поднимаю проблему национального достоинства".

Когда же после первых трех минут сеанса лозунгов певец перешел на свои привычные напевы про "серденько мое" и т.д. и т.п., то ситуация вроде бы прояснилась и вошла в обычное русло. А окончательно все стало на свои места уже глубокой ночью, когда после фуршета певца можно было увидеть в коридорах гостиничного корабля в состоянии, скажеи так, далеком от адекватного восприятия окружающей действительности. Со всеми вытекающими отсюда кулачно-потасовочными особенностями закулисной артистической жизни. Самое смешное, что журналистов, которые работают на "Таврийских играх" уже не первый год, это не удивляло, а лишь навевало воспоминания об аналогичных подвигах лучшего певца Украины на предыдущих фестивалях. А поскольку общеизвестно, что невозможно быть на сцене и в творчестве одним, а в жизни и после фуршета совсем другим человеком, то так и возникает вопрос: где же все-таки певец был более похож на себя самого? Что же до феноменального признания в Каховке Александра Пономарева лучшим певцом Украины вот уже шестой год подряд, то и этот факт вызывал в фестивальной тусовке обсуждения относительно насущного дефицита на отечественной сцене сольных исполнителей. На безрыбье и Пономарев - лучший певец.

(Продолжение следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

На фото Андрея ПЕТРОВА ("Таврiйськi iгри"): Новый имидж Юлии Лорд и группа "Белки".