Номер 31 (621), 26.07.2002

К 185-летию со дня рождения И.К. Айвазовского. (29.07.1817 г.)

"ВИД НА ОДЕССУ С МОРЯ"

Одессе посвящен и ряд других полотен Ивана Константиновича Айвазовского: "Вид Одессы ночью", "Вид города Одессы ночью", "Буря у берегов Одессы". Ценным собранием произведений выдающегося мариниста (около 20 работ) располагает Одесский художественный музей. В их числе широко известная картина "Пушкин на берегу Черного моря", написанная художником в 1897 году за три года до смерти.

Из шести тысяч картин Айвазовского четыре тысячи изображают бурное море. Картины, казалось бы, самого мрачного содержания, рисующие катастрофы на море и кораблекрушения, в творчестве Ивана Константиновича овеяны живой струей оптимистического ощущения жизни. Особенно ярко сказалось это на таких картинах, как "Девятый вал", "Радуга", "Среди волн".

Показывая море как грозную, мощную силу, Айвазовский противопоставляет ей мужество и всепобеждающую волю человека. Часто сюжеты картин, в основе своей трагические и мрачные, художник воплощает в образы, полные пафоса борьбы. Весь колористический строй этих картин звучит победным гимном мужеству человека, вступившего в борьбу со слепыми силами дикой и прекрасной в своем грозном величии стихии.

Айвазовский глубоко изучил изменчивый обрая моря; он тонко чувствовал и правдиво передавал его красоту во всех состояниях, во всем его многообразии.

С неменьшим мастерством, чем бури, он пишет картины спокойного моря, в летний вечер – луну, встающую над горизонтом, или полный штиль на море и тихое летнее утро, когда "...кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный..." (А. Пушкин).

В лучших картинах Айвазовского все это передано с неподражаемым совершенством. От его произведений веет подлинной поэзией и глубиной чувств.

Так же, как водную стихию, Айвазовский глубоко изучил все разнообразие и богатство состояний воздушного океана. Он прекрасно изображал грозовое небо, покрытое мчащимися в ураганном беге черными косматыми тучами; он глубоко чувствовал и превосходно умел передать и тихое сияние высокого ясного неба, и летний день.

Но всем этим не исчерпывается содержание искусства Айвазовского. В его творчестве большое место занимают картины на батальные сюжеты. Ему, с детства выросшему на берегу моря, современнику многих славных побед русского флота, эта тема, естественно, была близка и дорога. К изображению морских сражений он приступил еще будучи учеником Академии художеств, после того как под руководством Н. Раевского принял участие в трех военно-морских экспедициях к берегам Кавказа против турецких войск.

В этих экспедициях он впервые встретился с адмиралами М. Лазаревым, П. Нахимовым, В. Корниловым. С ними он сохранил дружбу на всю жизнь, прославляя их подвиги в своем искусстве.

Через все творчество Айвазовского проходит тема, отражающая жизнь и боевые подвиги русского военно-морского флота: он изобразил морские сражения, которые победоносно вел русский флот иа Черном и Балтийском морях, битву у Гангута, в нескольких вариантах Чесменский, Наваринстай, Синопоские бои, героическую оборону Севастополя в войне 1853-1856 годов, славные победоносные бои отдельных русских кораблей с противником и много других батальных картин.

Батальная живопись Айвазовского стала летописью боевых подвигов русского военно-морского флота.

Русский флот глубоко чтил своего художника. Ему было присуждено звание академика и звание художника Главного морского штаба. Когда Айвазовский отмечал десятилетие своей творческой деятельности, от Черноморского флота приветствовать его в Феодосию из Севастополя пришел адмирал В. Корнилов с шестью боевыми кораблями.

Интересы Айвазовского в искусстве были, конечно, значительно шире, чем только изображение моря. Он любил писать безбрежные степные просторы Украины, написал много картин с изображением кавказской природы.

Художник писал и Волгу, и Днепр, а также картины на мифологические и библейские темы и просто жанровые картины. Он писал изредка и портреты. Круг интересов Айвазовского был очень широк, и не было жанра, в котором бы он не творил. Но море всегда было основной темой его искусства, ему посвящены лучшие его картины.

Редко в молодости Айвазовский достигал такой глубины обобщения, как это удалось ему в картине "Черное море", о которой И. Крамской сказал: "Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю. Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще..."

Живя в Феодосии, художник ежегодно отправлялся с выставками своих картин в различные города России, а иногда и за границу. В Одессе Айвазовский устраивал персональные выставки в 1846, 1850, 1851, 1864, 1865, 1867, 1877, 1884, 1886 годах.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.