Номер 47 (792), 02.12.2005
ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ
В 1828 году архитектором Боффо был разработан проект биржевого дома (ныне здание горисполкома). Постройку здания на Приморском бульваре начали в 1829 году, однако в связи с изменениями размеров биржевого зала, которые произвели по требованию генерал-губернатора, строительство затянулось и было окончено только в 1834 году.
В связи с тем, что проектная документация по этому сооружению была утеряна, долгие годы авторство приписывалось замечательному петербургскому архитектору Дж. Кваренги. На самом же деле речь может идти лишь о несомненном влиянии на Боффо такого шедевра архитектурного гения Кваренги, как Александровский дворец в городе Пушкине (бывшем Царском селе).
Здание старой биржи в архитектурной обработке просто и строго. Вначале оно имело в плане характерную для построек классицизма форму несколько растянутой буквы "П" с резко выступающими вперед боковыми крыльями. Окрашенные в мягкие желто-белые тона фасады биржи почти на всем протяжении были лишены каких бы то ни было украшений, а на их строгом фоне особенно торжественной выглядела двойная коринфская колоннада, соединявшая крылья здания и образовывавшая внутренний дворик.
В 1871-1873 годах по воле одесского купечества это классическое здание было перестроено (под руководством местного архитектора Ф.О. Моранди). О былом облике здания напоминает сохранившийся ряд колоннады, за которым при перестройке возведена каменная стена с парадным входом. Открытый дворик биржи, когда-то видневшийся с бульвара через колоннаду, был застроен служебными помещениями и парадным двухэтажным вестибюлем. В здании сохранился биржевый зал с характерной для классики ротондой. Боковые выступы главного фасада, имевшие первоначально большие арочные окна, получили полукруглые ниши. В одной из них помещена статуя Меркурия, в другой статуя Цереры. Не сохранились мраморные скульптуры льва и львицы, стоявшие на цоколях у входа в здание. Над балюстрадой появились часы и скульптура из двух фигур работы одесского скульптора Луиджи Иорини, символизирующая День и Ночь, а над нишами боковых выступов гирляндовые орнаменты... Позднее к здании было пристроено трехэтажное крыло, ориентированное фасадом в сторону моря.
Установленные над колоннадой самые старые городские часы запечатлены в поэме Эдуарда Багрицкого "Февраль":
Вот снова я на бульваре...
Закурю, наблюдая, как вьется плавный
Лист над скамейками, как летают
Листочки мимо часов управы...
Военные годы, что пролетели над старым зданием, "спрессованы" в одной строфе стихотворения Виктора Бершадского "Приморский бульвар":
Грохот бомб и воздушной тревоги басы,
И шаги оккупации все тут знакомо...
Вновь Советская власть городские часы
Завела над колоннами зданья обкома...
Некоторое время после войны в здании помещался одесский обком. А сегодня старые часы, которые ныне уважительно называют курантами, разносят но бульвару мелодии песни об Одессе: "Ты всюду со мной, ты в сердце моем..."
Часы своеобразная мандола (элемент ее построения круг), символ отмеренного времени и вечного движения. Часы репрезентируют мировые силы, воплощают идеи длительности, неотвратимости, неумолимости. В Греции они считались дочерьми Зевса и Темис и составляли свиту бога Солнца Гелиоса. Часы песочные, солнечные, механические, электронные и т. п. олицетворяет скоротечность времени и мировой порядок. Часы это сдержанность, спокойствие. В искусстве атрибут аллегорической формы воздержания. Напоминание о течении времени, но некоторые портреты включают часы в качестве символа уравновешенного характера изображенного человека. Часы без циферблата или без стрелок говорят о "пустом" времени, о безвременьи.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.