Номер 39 (984), 9.10.2009

ПОДСТАВА

В 1990 году сухогруз "Дубровник" под управлением молодого капитана дальнего плавания Василия Мироненко прошел совместно с лоцманом Дарданеллы и попросил разрешение у руководства идти по Босфору в Черное море без лоцмана. Молодому капитану очень хотелось получить сертификат прохождения проливов без лоцмана. Однако руководство Одесского черноморского пароходства решило направить на "Дубровник" капитана-наставника Алексея Чередниченко. Мироненко умело управлял сухогрузом. Навстречу ему из Мраморного моря, в бухту Золотой Рог в Стамбуле, а также порт Дар-Паша двигался, как монстр, автомобилевоз японской постройки. Чередниченко без совета Мироненко посчитал, что оба судна столкнутся вследствие большой парусности, а также подводного течения из Черного в Мраморное море, да еще при движении 7-8 узлов.

Наставник командует "лево руля", без совета с капитаном Мироненко, не учитывая маневренность судна и расстояние до берега, которое не более 400 метров. При скорости восемь узлов на полном ходу "Дубровник" врезается в турецкий берег. Впоследствии турецкие власти заявляли, что русские "по их набережной своими судами ездят". Турецкими властями было отмечено, что действия "Дубровника" не подпадают под понятие "крушение". "Дубровник" разворотил валуны, повредил живую артерию связи между азиатской и европейской частями Стамбула. "Дубровник" был полностью загружен кубинским сахаром. Капитан-наставник, прибывший из Одессы, чтобы помочь капитану Мироненко пройти Босфор без лоцмана, отдает команду "задний ход". Пароход вздрагивает, но не двигается с места, затем вновь поступает команда "задний ход". Судно вновь содрогается, но не на сантиметр не сдвигается с места. Тогда наставник дает команду выбрасывать кубинский сахар за борт, но при этом корма, вследствие течения пролива, начала приближаться к берегу. Капитан-наставник вновь 4 раза пытается сняться с берега, но судно кормой начинало приближаться к затопленной яхте, мачта которой торчала, как острая вила. "Дубровник" кормой приблизился к мачте яхты, которая проколола "Дубровник" и сделала в корме пробоину. Капитан-наставник отдает команду третьему механику переписать судовой журнал, в котором скрыта его команда машинному отделению двигаться назад. Однако механик не уничтожил записи в журнал, заявляя, что он это сделал в государственных интересах с целью правдивости расследования. Ситуация становится известна Черноморскому морскому пароходству, и из Одессы в Стамбул вылетают начальник службы безопасности мореплавания пароходства Владимир Алексеевич Коваль с двумя помощниками и следователь по особо важным делам из транспортной прокуратуры Николай Николаевич Иванов. Прежде всего, Коваль отдает команду на лодках переправлять кубинский сахар на стоящее на рейде одесское судно, а затем одним рывком судно отчалило от турецкого берега, даже не повредив дна. "Дубровник" отправился на судоверфь в Грецию на ремонт. В. А. Коваль, успешно выполнив свою работу, улетел в Одессу, а Н. Н. Иванов, который должен был установить материальный ущерб и выявить виновника аварии, остался на судне.

Обнаружив в судовом журнале приказы капитана-наставника А. Чередниченко, Иванов вызвал его в свою каюту и тщательно допросил. Однако Чередниченко оказался не совсем честным человеком и все валил на капитана Мироненко, заявляя, что авария произошла по его вине. Кроме того, Чередниченко говорил, что по просьбе Мироненко он пытался с помощью машинного отделения отойти от берега. Он не признавал, что команды машинному отделению - "задний ход" отдавались им, а не Мироненко. Чередниченко при этом надеялся, что его непосредственные приказы третьему механику уничтожены. Он даже не подозревал, что третий механик в интересах будущего следствия сохранит эти записи в судовом журнале. Николай Иванов стал на сторону молодого капитана Мироненко в интересах дела и справедливости. Всю свою сознательную жизнь он боролся за справедливость следствия, поэтому многим был не угоден. Его пытались снять во все времена его работы следователем по особо важным делам Одесской транспортной прокуратуры и генеральной прокуратуры Украины. Но Иванов знал, что его всегда поддержит такой честный и принципиальный начальник, как прокурор Серафимов. И действительно, на основании 77 статьи Уголовного кодекса о нарушении правил безопасности на море капитану Чередниченко грозила дисквалификация и другие уголовные неприятности. Но Ассоциация капитанов Черноморского морского пароходства и руководство пароходства единодушно встали на защиту своего коллеги. Уж такие были тогда времена, и дружба ценилась более, чем деньги и золото. Чередниченко оплатил все расходы по списанному кубинскому сахару и за ремонт пробоины судна "Дубровник", а уголовное дело было прекращено. Кстати, греческие моряки не взяли ни копейки за ремонт "Дубровника" в знак солидарности с советским капитаном Чередниченко, чтобы он мог лично оплатить расходы за свои ошибки и просчеты. Капитан Мироненко до сих пор работает капитаном в черноморском пароходстве и имеет тот сертификат, за который он боролся и чуть не пострадал.

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК,
академик.