Номер 37 (782), 23.09.2005

ЖИТЬ НУЖНО ЛЮБЯ...

Интервью с британским писателем Джоном Веддингтон-Фезером

Джон Веддингтон-Фезер – человек необычный. В наше время он кажется сервантесским Дон Кихотом ХХ_ века, только очень галантным, утонченным, интеллигентным. Его сборник новелл для детей "Quill's Adventures in Grozzieland" получил Carnegie Medal (медаль Карнеги), наивысшую британскую награду в области детской литературы. Господин Веддингтон-Фезер получил награду Бронтовского общества (Bronte Society Prize) в 1966 году, очень престижную в Великобритании; получил международную литературную премию Буртона (Burton Prize) за пьесу "Чесночный путь" ("Garlic Lane") в 1999 году; а три года тому назад стал первым лауреатом DeWitt Romig Prize в США за свои поэтические произведения...

Однако эти премии – лишь "золотые безделушки", не более. К счастью, душу поэта нельзя измерять никакими наградами и орденами. "Наибольшее вознаграждение, – утверждает господин Джон, – признание хотя бы одним человеком твоего труда". Недавно Джон написал религиозно-философско-приключенческий роман, действие которого разворачивается в далекие "советские тридцатые годы" в Одессе.

Много лет он исследовал истоки английского языка, работал в Оксфордском университете в области лингвистики, теологии. Сегодня Джон Веддингтон-Фезер – известный британский писатель, который живет в живописном городке Шрюсбери в Англии. Он остался верным традициям английской литературы "золотого века", ... так и не восприняв постмодерную литературу. Но, может, в этом и кроется феномен жизни и творчества этого человека?

— Уважаемый господин Веддингтон-Фезер, сегодня вы являетесь очень известным британским писателем, много ваших произведений уже переведены на другие языки мира. Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша писательская жизнь? В какой момент вы осознали, что нужно взять ручку и начать работать в мире литературы? Что послужило толчком к этому?

— Я начал заниматься творчеством еще в начальной школе. А недавно нашел все мои детские тетради в старом ящике. Начал ходить в школу и творить одновременно в 1937 году, затем поступил в очень хорошую государственную школу, где нас учили читать, писать, считать одновременно с такими "аристократическими, утонченными предметами", как музыка, основы занятия живописью. Мы пели, развлекались, у меня было вполне "детское детство"... В те годы очень частыми были случаи туберкулеза, но нашу семью он обошел.

Я написал свое первое стихотворение в шестилетнем возрасте, потом написал небольшое эссе. В десятилетнем возрасте я попробовал написать (представьте себе!) свой первый роман – 10 страниц! Учился в мужской грамматической школе в г. Кайле. Там мы штудировали латынь, и уже в 14 лет я прочитал полностью всего Чарльза Диккенса. Сегодня молодежи, наверное, тяжело в это поверить. Конечно, тогда у нас не было телевидения, поэтому и читать книжки было очень распространенным занятием. Тем не менее, нельзя заменить книжку телеэкраном. Такая моя позиция, Дмитрий.

— Наша современная жизнь, переполненная информацией, и искусство... Имеется ли у них сегодня взаимная потребность? Удастся ли нам в эту новую эпоху соединить духовное и материальное, оциум и негоциум? Нужна ли человечеству сегодня литература? Ведь общеизвестно, что даже молодежь во всем мире сегодня читает намного меньше, чем, скажем, 20 лет тому назад...

— Писательские стандарты и читательские вкусы ухудшились в Великобритании за последние 4 года. Причина одна – постмодернизм. Литература учит сегодня детей, что не нужно быть грамотным, придерживаться пунктуационных, синтаксических правил, не нужно придерживаться культуры речи. Постмодернизм позволяет все и вся. И это страшная гуманитарная катастрофа. Нет литературоведов, которые могли бы на высокоэстетичном уровне раскрыть феномен постмодернистской литературы, иначе она может превратиться в бульварщину.

Так вот, как следствие, дети сегодня являются менее чуткими, им не о чем поговорить со старшим поколением, поэтому образовалась определенная бездна, фрустрация в отношениях родителей и детей. Когда мы были детьми, мы общались очень много с нашими бабушками и дедушками, перебирая их мудрость, генетическую, родовую память. Сегодня эти понятия забыты... Отсутствие духовности в обществе, проблема воспитания молодежи превратились в глобальный кризис, как проблема озонового слоя или потепления.

Сегодня молодежь говорит только о футболе или о сексе. Помните, Джордж Оруэлл предвидел это в своем романе "1984". Молодые люди имеют очень много денег, но родители не научили детей отношению к деньгам, их мудрому обращению. Сегодня в мире очень много подростковой преступности и намного меньше дисциплины в обществе. Очень грустно.

— Джон, скажите, что нужно сделать, чтобы прекратить процесс духовного разрушения, повернуть человечество к глубинным историческим ценностям жизни, искусства? Не является ли сегодня отсутствие духовности, культуры глобальной катастрофой?

— Наверное, решение этой проблемы кроется в очень простых вещах. Просто подход к этому должен быть глобальным, то есть, по крайней мере, европейские страны должны придерживаться определенных правил относительно культуры экранного дискурса, контролировать качество компьютерных игр. Да и вообще, как по мне, нужно, чтобы ребенок как можно меньше находился перед экраном. Это же очень вредит здоровью ребенка! Некоторые компьютерные игры – просто-таки манипуляторы сознания ребенка, которые превращают его в зомби, забывающего о чувствах любви, тепла, родительского очага. Вместо этого ребенок становится жестоким, раздраженным. Компьютерные игры – это еще опаснее, чем коммунистические или фашистские методы манипулирования. Нужно больше читать, нужно любить Слово. И также нужно уменьшить показ фильмов ужаса, боевиков.

— Не могли бы вы рассказать немного о современных британских образовательных стандартах?

— Образовательные стандарты являются высокими в тех школах, где работают профессионалы, специалисты-новаторы. Они поощряют наилучших преподавателей, что часто практикуют в британских частных школах сегодня. Однако это стоит определенных денег, поэтому родители должны неплохо зарабатывать. В провинциях уровень преподавания недостаточный. Учителя получают маленькую зарплату. Я думаю, на образовательном пространстве и в Англии, и в Украине проблемы почти одинаковы... Стоит просто понять, что образование сегодня – не роскошь, а объективное требование времени.

Как мы все знаем, ХХ век – век идеологии, который характеризовался очень сильной борьбой между идеологиями коммунизма, фашизма и либеральной демократии. Но он уже закончился. И я считаю, что теперь мы вступаем в эпоху, где культура и образование будут играть самую важную роль в формирование мировой политики.

— А как бы вы тогда могли прокомментировать пример с образованием Джона Майджора – незаконченная средняя школа не помешала ему стать премьер-министром Великобритании, да и он никогда не скрывал, что покинул школу в 16 лет, что его не взяли на работу кондуктором автобусов из-за слабых знаний арифметики?

— Кроме образования, человек должен иметь понимание ценности образования. Вы знаете, имеются люди, жизненная программа которых отличается от программы других. Главное – понять свою программу, руководствоваться принципами жизни, Бога. Самоуважение и уверенность в себе и своих знаниях Майджора не нуждались в подкреплении ложью о высшем образовании, ибо этого бы ему британцы не простили. Джон Майджор – не единственный пример успешного деятеля без высшего образования: в Великобритании часто можно прочитать в автобиографиях ведущих бизнесменов и политиков о том, что они не посещали лекции в высших учебных заведениях. Понимаете, нужно иметь четкую цель. Да и времена меняются. Сегодня образование должно стать атрибутом.

Диплом о высшем образовании свидетельствует о том, что человек стремился к чему-то высшему, а еще – что он овладел стандартным объемом знаний и способен овладеть информацией какого-то определенного уровня. Это не означает, что человек, который не имеет высшего образования, не может пройти тот же путь, достичь успеха без посторонней помощи. Раньше эта мысль была сформулирована как закон сосуществования и взаимопроникновения противоположностей. Университеты дают умение работать с литературой, умение пополнять знание... "Университет воспитывает джентльмена" – помните эту очень старую английскую пословицу, которая имеет глубокое содержание?

Мне очень импонирует ваша Киево-Могилянская академия. У вас, я бы сказал, есть культ науки будущего, вы смогли создать атмосферу интеллектуального и духовного сотрудничества. В этом и заслуга вашего президента – В. Брюховецкого. Даже у нас в британской прессе вспоминают ваше заведение.

— Недавно в Лондоне прошли ужасные терракты, свидетелями которых мы были... Что повлекло их, по вашему мнению? Возможно ли решить сегодня в мире проблему терроризма?

— Проблема в том, что мусульманские общества, те сообщества, которые живут в Великобритании с 1950-х годов, не интегрировались в британскую культуру, британскую среду, не почувствовали себя полноценной частицей нашего общества, нашей жизни. Многие представители мусульманского мира не посещают спортивных клубов, художественных заведений. Они не принимают участие в культурной жизни Британии. Я видел неоднократно, как пожилые мусульмане даже не умеют разговаривать по-английски, они носят мусульманский наряд. Много мусульманских девушек, которые являются гражданками Великобритании, пытаются жениться в Пакистане, чтобы перетянуть в Англию как можно больше представителей своей семьи, которым безразлична наша культура, традиции. Сегодня, наконец, это остановлено. Как следствие – мусульмане не интегрируются в нашу культуру (как сикхи или индусы), а живут в изоляции. Их дети до сих пор общаются на родном языке в школе и дома. Это чудесно, что они чествуют свою культуру. Национальная культура – основа духовности. Однако они совсем не знают английский язык и культуру, и в конечном итоге им очень тяжело найти хорошую работу в Великобритании.

Мусульмане, которые живут в своих изоляциях, посещают мечети, но очень часто под видом мечети может быть расположена база, где мусульман готовят к священной войне (джихад) против Запада и христиан. Образованные мусульмане также выступают против этого и требуют от своих родных принять английскую культуру, не враждовать с западной культурой, поскольку понимают, насколько катастрофическими могут быть последствия. Наше правительство сейчас заботится об этом, выявляет тех духовных служителей, которые пропагандируют вражду, ненависть к другим, и депортируют их.

— Правда ли то, что после террактов 7 июля в Великобритании резко выросло количество нападений на религиозной почве?

— Это определенным образом так. После серии террактов в столице Великобритании и стране резко выросло количество нападений на представителей религиозных меньшинств. Объектами нападений становятся мусульмане, а также религиозные объекты, в частности, мечети. Лишь в Лондоне в течение трех недель, которые прошли после террактов 7 июля, пишут газеты, зарегистрировано 269 нападений на представителей религиозных меньшинств.

— Что бы вы могли сказать о демократических политических изменениях в Украине после "оранжевой революции"? Может ли становление демократии поднять культурный, образовательный уровень в стране?

— Мне, конечно, как британцу тяжело квалифицировано комментировать события в Украине, однако одно я знаю точно: новый дух свободы, который принес Виктор Ющенко, должен способствовать улучшению всех отраслей жизни в Украине, и в первую очередь я бы хотел, чтобы ваше правительство обратило внимание на образование. За образованными людьми будущее. Ваш президент – человек очень высокодуховный и интеллектуальный. Только народ должен стать более активным, более сознательным. Это опять образовательная проблема – отсутствие политической, культурной инициативы. Система образования должна воспитывать интеллектуалов, интеллигентов, а не массу. Насколько мне известно из курса мировой истории, самобытность украинской нации основана на ее многовековых традициях, обычаях и обрядах, унаследованных от предков. На протяжении веков украинцы демонстрировали миру свое миролюбие, стремление к собственной государственности, где каждый человек имеет возможность духовно развиваться. Культура всегда была тем стержнем, вокруг которого формировался и духовно рос ваш народ. И в Украине, и в Великобритании культура играет важную роль, а это очень хорошо для экономики, для развития наших стран. И в настоящее время эта культура, по моему мнению, должна стать фундаментом для развития экономики Украины, для укрепления процессов демократизации, в целом для последующего утверждения независимости государства.

Демократическое развитие Украины должно воодушевить на духовный подъем и культурное возрождение. Будучи в центре Европы, Украина демонстрирует преданность европейским ценностям, которые всеми красками должны расцвести на украинской земле.

— Уважаемый господин Джон, насколько мне известно, вы написали повесть, события которой разворачиваются в Одессе в начале 30-х годов. Не могли ли бы вы коротко рассказать о ней?

— Я могу лишь сказать своим украинским читателям, чтобы они прочитали эту новеллу с легкостью. Это в известной мере религиозная аллегория. Я пытался изобразить атеистическое общество Советского Союза и жизнь двух верующих братьев, которые живут в Одессе и должны противостоять духовной вражде в результате духовной опустошенности. Коммунистическая система стала богом. Но не с большой буквы. Скорее, идолом, псевдобогом. Страшные были времена. Много выстрадала Украина. Но вера сегодня должна повернуть к жизни народ. Поэтому рекомендую прочитать эту книгу. Мои произведения есть в ваших "Буквах", книжных магазинах, где продается иностранная литература. В конечном итоге, ее можно заказать на моем сайте: http://www.waddysweb.freeuk.com или в моем представительстве в Одессе по адресу: ул. Прохоровская, 28, офис 202, тел (0482) 373302.

— Господин Веддингтон-Фезер, не могли бы вы рассказать о своих литературных и художественных вкусах? Кто ваш любимый писатель?

— Меня воспитывали в наилучших классических английских традициях, поэтому для меня всегда были недосягаемыми, гениальными такие художники, как Джеффри Чосер, Вильям Шекспир. Из барокковой эпохи мне по нраву Джон Донн, Джон Мильтон, мистический поэт Джордж Герберт и шотландец Роберт Бернс. Из писателей XVIII века я не могу обойти Джонатана Свифта и Александра Попа, XIX – Роберта Браунинга, Джона Китса, Вильяма Вордсворса и Альфреда Теннисона, и, наконец, если говорить о XX веке, то моими образцами является Роберт Фрост, Вилфред Оуэн, Томас Элиот, Диллан Томас. Из представителей постмодернизма так никто и не смог найти путь к моей душе.

Из почитаемых драматургов могу назвать Шекспира, Джонсона, Вайлда, Шоу, а также практически всех драматургов ХХ века. Это "золотой век" английского театра. Люблю "Одержимую" Леси Украинки. Очень талантливо написано.

Иногда могу взять книжку Даниэля Дефо или Оливера Голдсмита. Люблю новеллы сестёр Бронте, Диккенса, Джорджа Элиота, Вильяма Теккерея, американских новеллистов ХХ века, читал новеллы Михаила Коцюбинского. Действительно европейского уровня талант!

Беседовал Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ.

Киев-Шрюсбери.