Номер 34 (1279), 11.09.2015

НА ОДЕССКОЙ БИЕННАЛЕ
ВЫ ЕЩЕ НЕ ПОБЫВАЛИ?!

Так поспешите! Тут все интересно и необычно, а если присоединиться к экскурсии, которую время от времени проводит искусствовед Михаил Рашковецкий, можно даже расслабиться и плыть по течению, не утруждая себя разгадыванием художественных ребусов. Каждый экспонат воздействует на зрителя по-особому, порой даже источает запахи (пустая комната, якобы наполненная запахом денег, реально пахнущие гарью кораблики из обгоревшего дерева). Трэш, угар и содомия: в одном зале польскую инсталляцию даже фотографировать запрещено... Безусловно красива сетка, наполненная хрустальными вазочками, а рядом с ней - световые объекты в "черном зале" Музея западного и восточного искусства. Говорят, Одессе для подобных фестивалей нужно большое, специально построенное помещение в 10 тысяч "квадратов", это бы дало возможность претендовать на серьезные гранты зарубежных культурных фондов. Но пока такого помещения нет, IV Одесская биеннале современного искусства "MANIFESTO" проходит на нескольких площадках города до конца сентября.


К ТАКОМУ НИКТО НЕ ГОТОВ ОКАЗАЛСЯ

В Музее современного искусства Одессы работает основной проект биеннале. На открытии фестиваля многие художники признавались, что непроизвольно ищут взглядом того, кто должен был бы здесь присутствовать, но уж точно не придет. В конце зимы внезапно проявившаяся сердечная болезнь унесла жизнь одного из кураторов биеннале, украинского художника Мирослава Кульчицкого, чья известность, как ни парадоксально, распростирается в первую очередь на Запад, а затем уж на родину. Именно ему фестиваль обязан названием "MANIFESTO", его личные контакты художника и куратора обусловили участие зарубежных авторов. Два года назад кураторы Мирослав Кульчицкий и Михаил Рашковецкий осуществляли свой проект Третьей Одесской биеннале и задумывались о Четвертой. Тогда казалось, что уместно будет заинтересовать будущих участников темой толерантности. В итоге на первый план вышла форма творческого манифеста, провозглашаемого в условиях толерантного отношения. Эта биеннале стала последним проектом Мирослава, а предпоследним - представленный в Национальном Художественном музее Киева "Enfant terrible. Одесский концептуализм". Первоначально предполагалось часть основного проекта отвести под работы Мирослава, сделать раздел in memoriam, но из опасения, что они могут затеряться в круговерти экспонатов, было решено устроить его персональную выставку к годовщине смерти. Правильно ли такое решение? Может быть, да, а, может быть, и нет. Вряд ли существовала опасность "поглощения" этих работ другими, но дело сделано, возник обидный прецедент - как куратор Кульчицкий на биеннале присутствует, как художник-контекстуалист - отсутствует. Одно ясно: к такому повороту событий никто не был готов.

ЗНАМЕНА И ЗНАМЕНОСЦЫ

Зритель, надо сказать, совершенно напрасно комплексует перед кажущейся сложностью экспонатов. Следует доверять себе и в каждом произведении находить нечто близкое себе. Проще всего данный постулат иллюстрирует украинский художник Никита Кадан, создавший зеркало-знамя, в котором так легко увидеть самого себя. Легко - если зритель выше среднего роста, а во всех других случаях приходится тянуться вверх, до заданного уровня! Тему продолжает картина Александра Ройтбурда, на которой герой поднимает падающее знамя. Да и в целом флагов на биеннале немало, как и сопровождающих произведения текстов-манифестов, можно читать от кроки до корки, можно пробежать взглядом по диагонали, уловив самую суть.

КНИГА - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК

Смелый интерактивный проект одесская художница Ирина Озаринская самовольно водрузила напротив входа в музей. Своеобразное "книжное дерево" служит аргументом лишний раз вспомнить о любви к чтению - любую книгу можно взять, почитать, заменить другой или даже просто унести с собой. Каждый день утаскивают по связке, кто бы мог подумать!

- Я использовала две цитаты, одну из Бориса Херсонского - "Не оставляйте чтения", - комментирует свою работу Ирина. - И вторую из Умберто Эко: "Не надейтесь избавиться от книг". Хулиганский, незапланированный объект. Кураторы не знали о нем и даже прошли на открытие, не обратив на него внимания. Зато прохожие, которые, быть может, в музей сами по себе не зашли бы, останавливаются, интересуются. Надеюсь, что мой объект "затянет" их на территорию биеннале. Возможно, скоро он будет разобран, уничтожен или растащен по домам, кто знает. У меня была подобная работа в Киеве, в Художественном Арсенале, где на площади 8 на 15 метров были распяты книги, когда-то находившиеся в публичных или частных библиотеках. Так зрители договаривались с волонтерами и получали на вынос заинтересовавшую их книгу, а на ее место, чтобы было незаметно, привинчивали принесенную взамен из дому. А еще книги в начале дня выглядели пропитанными сыростью, к вечеру же "расцветали" на глазах.

Та же Ирина Озаринская приняла участие в спецпроекте "Морфология коммуникаций" (кураторы Сергей Белик, Дмитрий Евсеев, координатор Олег Димов) в Музее коньячного дела Шустова нежной, женской, очень личной работой. Кирпичи из стены родного дома, дополненные фотографиями близких, напоминают семейный альбом. Еще одна работа неугомонной Озаринской, представленная в рамках основного проекта в МСИО, носит название CaCart. Двухчасовая прогулка по Одессе и такая же по продолжительности прогулка по Венеции дала возможность запечатлеть на маленьких любительских фотографиях приблизительно равное количество собачьих экскрементов. Интересно, что зрители, не предвидя подвоха, склонны видеть на фото симпатичных слоников или собачек, запечатленных с птичьего полета. И это лишний раз доказывает простую истину: красота в глазах смотрящего, а убирать собачье дерьмо не любят как у нас, так и в Европе. Это понятно, а что делает "Левая нога Наполеона" (скульптура британца Майкла Райта демонстрируется в камках спецпроекта Rhythm Section в творческом пространстве МСИО "Артерия", куратор Дмитрий Гончаренко)? Да то, что ей вздумается! Право на манифест есть даже у левой ноги, тем более великого человека. Все помнят блог, который вела правая нога Анжелины Джоли?

НЕТ СЧАСТЬЯ В ПОДЛУННОМ МИРЕ.
А В "ПОДЗЕМНОМ"?

Ярким во всех смыслах манифестом оказался спецпроект "Битва за Щастя" в галерее NT-Art. Его авторы - художники-супруги Вадим "Bondero" Бондаренко и Ирина Бережко (Украина-Нидерланды). Самую масштабную работу они исполнили совместно, соединив в одном пространстве весьма активно проявляющих себя популярных персонажей от Элвиса Пресли до Надежды Савченко. Разрабатывая тему фейков и в целом информационной войны, авторы решили не множить ложь и выплеснуть на холсты безумие и пестроту медиапространства. Получилась этакая нео-поп-вакханалия. Ирине оказалось этого вполне достаточно, даже на душе стало легче, а Вадим продолжает тему в небольших работах вроде "Освоения Арктики" (ритм грандиозных свершений оттенен обыденностью ужасов войны, когда в песочнице ребенок может запросто выкопать деталь снаряда), "Земля-воздух" (любовный экстаз Николь Кидман и Вячеслава Тихонова в его лучшие, эталонные годы на фоне летящей ракеты). Обращают на себя внимание и холсты "Оборона Мариуполя" (любимые персонажи Вадима Шерлок Холмс и доктор Ватсон в эталонном исполнении Василия Ливанова и Виталия Соломина участвуют в описываемом событии), "Вынужденные переселенцы" (Тильда Свинтон изображает мать счастливого семейства в духе 50-х, вот только на небе вместо Луны Земля светится, допереселялись!). И как их не понять: отчаявшись обрести счастье в подлунном мире, можно предположить, будто оно станет ближе, когда увидим Землю-матушку со стороны. Спорно! А вот в том, что Одесса - правильный город для проведения биеннале современного искусства, сомневаться не приходится.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.