Номер 24 (1513), 13.08.2020
До конца лета в одном из залов Одесского историко-краеведческого музея (Гаванная, 4) можно увидеть выставку, посвященную памяти дирижера Давида Сипитинера (21.01.1925 — 4.03.2011).
Афиши, буклеты, нотные партитуры, написанные рукой дирижера, личные вещи — его и родителей, а также супруги, оперной певицы Антонины Ивановой, редкие фотографии, любимые галстуки-бабочки, дирижерская палочка и концертный фрак, запонки, отражавшие лучи прожекторов и свет знаменитой люстры Одесской оперы — все это богатство можно рассматривать долго и с восхищением. А для тех, кто знал маэстро, каждая вещица полна воспоминаний. Более полувека он стоял за дирижерским пультом нашего оперного театра, и его опыт коллеги считали бесценным. Мало кто знает, что Давида Осиповича хотели снимать как актера в сериале "Ликвидация", но супруга этому воспротивилась, сочла, что это слишком мелко для него. Жаль, ведь результат мог бы быть весьма интересным, так как Сипитинер в искусстве был велик во всех проявлениях... Но уж таков был Давид Осипович, ценивший мнение самого близкого человека превыше амбиций.
Будущий музыкант появился на свет в семье одесских врачей, которые мечтали о том, чтобы Додик пошел по их стопам. Предки семьи носили фамилию Шепотенер, они жили в местечке Шепотень близ Кишинева. Отец — известный терапевт, мать — детский отоларинголог, а сын уже в детском саду стал дирижировать шумовым оркестром малышей.
— Решающим стало слово любимой мудрейшей бабушки Ханы Боруховны: "Эти родители ничего не понимают в своем ребенке, Давид родился музыкантом и будет им!", — рассказывает концертмейстер Одесской национальной музыкальной академии Ирина Баранова, которой Сипитинер стал вторым отцом. — А дядя Борис Иосифович сказал: "Ребята, этот мальчик не должен ковыряться в анатомке, он хочет играть на скрипке!".
Первые скрипичные уроки Давид получил в классе Ефима Портного. Когда родители побоялись отпустить мальчика на учебу в Москву, на чем настаивал профессор Московской консерватории Абрам Ямпольский, ребенок впал в депрессию и чуть было не бросил скрипку. Но бабушка отвела талантливого внука к знаменитому Петру Столярскому, и это определило дальнейшую судьбу вундеркинда. Дирижерскую специальность он приобрел уже после войны, окончив Ленинградскую консерваторию. В Северной Пальмире маэстро искал забвения после того, как рухнул его первый брак: одни родители не приняли русскую невестку, другие — зятя-еврея. Однако любовь к Одессе пересилила все искушения больших городов. Более полувека Давид Осипович проработал в Одесской опере, был частым гостем за пультом симфонического оркестра филармонии. Оркестранты оперы даже написали о нем шутливо-ревнивое стихотворение:
За дирижерским пультом Дядя!
Он дирижирует, не глядя,
Балеты, оперы, симфонии.
Вот в театре он,
Вот в филармонии...
Давид Осипович и правда знал многие партитуры наизусть. В экспозиции выставки есть ноты, переписанные им от руки. Счастье в семейной жизни он обрел, женившись на Антонине Ивановой (родители маэстро не были рады новой русской невестке, да еще с ребенком, и зарегистрировали брак официально Давид с Антониной спустя много лет, уже после смерти Иосифа Давидовича). Предрассудки не могли разлучить эту пару. Конечно, супруги много спорили о музыке (соседи даже говорили: "Если у Сипитинеров тихо — их нет дома"), но жили очень дружно и счастливо. Красавица-жена проходила с ним многие партии, позднее Антонина Ильинична руководила народной студией во Дворце моряков, и часто на концерты надевала любимую розовую шляпку, которая раньше помогала ей создать незабываемый образ Кэт в опере "Чио-Чио-Сан".
Виолетта СКЛЯР.
Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.