Номер 17 (864), 11.05.2007
Наши учреждения культуры вечно ждут, словно подачку от государства, средства на оплату электроэнергии и заработную плату, которую, отбросив творческие сомнения, можно смело назвать символической. О состоянии зданий, в которых находятся театры, музеи и дома культуры, уже сказано так много, что не хочется повторяться. А ведь все эти учреждения должны еще и проводить, хотя бы изредка, резонансные акции, иначе сам смысл их существования оказывается под вопросом. Когда музейные или иные залы по большей части пусты, это означает неприсутствие многих людей в пространстве культуры. Остановка в движении вперед всегда ведет к откату назад. Так что творить, выдумывать, пробовать следует в любых условиях. Даже таких непростых, какие прогнозирует оскудевший областной бюджет. Что это трудно, знаю по личному опыту. Два года назад группа одесских журналистов, куда входила и ваша покорная слуга, организовала и провела фестиваль эротического искусства "НЮмарина", приуроченный к празднику Ивана Купалы. Юмор, море и, конечно, ню! В отсутствие интересных событий в летнее время мы сами придумали себе праздник, чтобы и повеселиться, и заодно получить информационный повод для написания репортажей и создания телесюжетов. Были у нас и живопись, и графика, и карикатуры, и художественная фотография соответствующей тематики, фольклорные коллективы пели-плясали, приглашенные артисты потрясали, и даже боди-арт на телах прекрасных обнаженных моделей радовал глаз.
Впоследствии некоторые критики нашего мероприятия пытались доказать, будто в музее Пушкина, где проходила "НЮмарина", не место эротическому искусству. Дескать, Пушкин и эротика две вещи несовместные. Но и эти абсурдные по условию утверждения проблемой не являлись. Самым сложным аспектом оказался поиск денег. Этому процессу, как говорится, надо отдаться, а у журналистов времени, прямо скажем, на такое нет. В общем, помощь финансовая у нас была, но в основном все делалось на энтузиазме и на собственные деньги. Тогда мы еще не могли обратиться к выпускникам школы практического менеджмента культуры, иначе нам было бы намного проще. А школа эта организована при Центре практического менеджмента культуры, который уже второй год работает в Одессе под эгидой Швейцарской культурной программы в Юго-Восточной Европе и Украине. Прошлой осенью эта общественная организация пригласила журналистов и специалистов, так или иначе занимающихся искусством, на семинар под названием "Практический фандрайзинг в сфере культуры". Надеяться на поддержку государства в сегодняшних условиях по меньшей мере опрометчиво, стало быть, следует овладевать важнейшим из искусств, а именно искусством общения с потенциальными спонсорами и меценатами.
Директора и менеджеры многих работающих в Одессе иностранных культурных институций выразили желание сотрудничать со школой менеджмента. И сотрудников своих на курсы записали. По словам заместителя начальника городского управления культуры Светланы Солодовник, несколько одесских чиновников уже проходят долгосрочный курс культурного менеджмента. Не подумайте, что обучение оплачено из средств налогоплательщиков, управление нашло спонсоров для повышения квалификации своих специалистов. Поскольку Центр практического менеджмента культуры в Одессе основан международной общественной организацией "Ассоциация Новая Музыка", первыми выпускниками курсов оказались многие студенты музыкальной академии. Неудивительно, что им захотелось провести свой фестиваль. Уже состоялась на базе Морской галереи презентация Первого международного молодежного фестиваля современной музыки "Music Marine Fest-2006", в которой приняли участие и одесситы, и москвичи, и минчане. А второй фестиваль состоится 1 июля 2007 года одновременно с открытием Второй международной выставки "ГраМарина" в Морской галерее и международной регаты крейсерских яхт "Кубок портов Черного моря-2007". Одной радостью для публики и журналистов станет больше.
В современном обществе менеджмент культуры является весьма востребованным как род занятий. Все потому, что без культуры, как ни крути, обойтись невозможно, а игрушка это дорогая, и государству далеко не всегда по карману. Оплачивать творческие поиски наиболее талантливых представителей человечества должны в первую очередь те, кто нуждается в продукте, выпускаемом "творцами", так ведь?
Буквально на днях в ЦПМК состоялся практический тренинг-семинар "Новейшие методы и модели преподавания менеджмента культуры" с международным участием (мероприятие было поддержано грантом Европейского фонда культуры). Одесский маркетолог, бизнес-консультант, кандидат экономических наук Вероника Шмагина затеяла со слушателями, представителями молодого поколения менеджеров, игру, похожую на фанты, но в результате все научились эффективно знакомиться между собой и позиционировать себя с наилучшей стороны.
Профессор, работник научно-исследовательского института художественного воспитания (Москва) Владимир Ражников научил слушателей эффективно организовывать свои визиты в учреждения культуры, чтобы с первых слов заинтересовывать в сотрудничестве с собой. Кроме занятий, слушатели посетили встречу с директорами театров, музеев и галерей Одессы, приняли участие в работе "круглого стола". Многие уже признаются, что менеджмент культуры представлялся куда более легким и приятным занятием, чем до начала посещения курсов, но желание заниматься искусством фандрайзинга по-прежнему горячо!
Виолетта СКЛЯР.
Фото Александра ПЕРЕПЕЛИЦЫ.