Номер 16 (761), 29.04.2005

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ

ПОЧЕМУ НЕ ИДУТ В УЧИТЕЛЯ

О мизерной зарплате учителей, которая к тому же не выплачивается вовремя, мы уже говорили. Это, безусловно, причина номер один. Во всяком случае, для молодых людей: будущий глава семьи не может получать меньше прожиточного минимума.

Непрестижность нынешней профессии учителя. На этом вопросе стоит остановиться подробней.

УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ
ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ...

Такое отношение к учителям ныне просто невозможно. Во-первых, потому что перед полунищими не преклоняются. Особенно, если ученик любого класса – старшего или младшего – приезжает в школу на машине, а учитель приходит пешком в пыльных, полустоптанных ботинках. Да и одеты он или она хуже, чем многие старшеклассники.

"И что вы такой меркантильный! – воскликнет иной читатель. – Тут речь идет можно сказать о душе – "СЕЙТЕ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ...", а вы уткнулись носом в быт и глаз не хотите поднять..."

Полностью с вами согласен: НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ еtс. Однако поначалу хотелось – и надо было остановиться на вопросах вроде бы самоочевидных, КРИЧАЩИХ, а потом переходить к проблемам если не второстепенным, то более тонким, не заметным для первого взгляда. Прежних отношений между учителями и учащимися – отношений, которые существовали вчера, сегодня быть не может и НЕ ДОЛЖНО. Во-первых, потому что учитель перестал быть главным, а то и единственным источником ИНФОРМАЦИИ. С появлением телевизора, а затем компьютера эта учительская гегемония отпала. УЧИТЕЛЯМ СЕГОДНЯШНИЕ УЧЕНИКИ НЕ ВНИМАЮТ, их просто слушают, сопоставляя и анализируя с услышанным ДО ТОГО. ПОЭТОМУ сегодня мало знать программу, знать назубок свой предмет – учитель-предметник должен быть всесторонне информированным специалистом. И от вопроса 100 %-й компьютеризации школ уже давно пора перейти к лозунгу: КАЖДОМУ УЧИТЕЛЮ – ПО КОМПЬЮТЕРУ. А мы все еще топчемся на вопросе: каждому учителю – по новой паре обуви и модной одежке. Не говоря уже о новой книжке, новой театральной премьере... Как говаривал лихой поэт-гусар Денис Давыдов:

Жомини да Жомини,
А об водке ни полслова...

Ну, об ресторанах мы и не заикаемся, хотя и очень правильным и праведным учителям – и в шутку и всерьез – тоже не мешало бы время от времени расслабляться. Тогда бы не было столь много матерей-одиночек среди учительниц.

Надо сказать, что учителя классических гимназий имели не только классность, что приравнивало их к чиновникам того или иного разряда со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями. Они были чрезвычайно эрудированными специалистами, знающими, как правило, несколько языков. Недаром большинство тогдашних лингвистических да и технических словарей были составлены учителями гимназий. А составить словарь – дело нешуточное. Не случайно один из первых украинских УЧИТЕЛЕЙ с мировым именем Феофан ПРОКОПОВИЧ, ректор Киево-Могилянской академии, писал со знанием дела и не без юмора:

К СЛОЖЕНИЮ ЛЕКСИКОВ (Из Ж.-С. Скалигера)

Если в мучительские осужден кто руки,
ждет бедная голова печали и муки.
Не вели томить его делом кузниц трудных,
ни посылать в тяжкие работы мест рудных.
Пусть лексики делает: то одно довлеет,
всех мук роды сей один труд в себе имеет.

(Лексики – словари.)

Итак, нынешние учителя – это не старинные ГУРУ, которым поклоняются и к каждому слову которых прислушиваются. УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК – это две ЛИЧНОСТИ. Однако с разным жизненным опытом и – главное – с разным запасом ЗНАНИЙ. Здесь весьма уместно напомнить высказывание известного немецкого педагога Адольфа Дистервега (1790-1866): "Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить".

Основой гуманизма является уважение к человеку. Если в старину профессор обращался к студиозусу "КОЛЛЕГА", то тем самым он уважал в нем не только человека, но и будущего своего коллегу по науке. Так и сегодняшние педагоги должны видеть в своих учащихся того полезного члена общества, от которого завтра будет зависеть процветание страны. Безусловно, такое отношение к профессии учителя – это огромная ответственность. И далеко не все, к сожалению, к ней готовы. Позволю себе напомнить замечательно точное высказывание еще одного корифея мировой педагогики – К.Д. Ушинского, имя которого с 1946 года носит наш педагогический университет: "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".

В силу массовости учительской профессии, постоянно твердя о профессионализме – как будто речь идет о штамповке деталей по ГОСТу, мы начисто забываем о таком старинном понятии, как ПРИЗВАНИЕ-ПОКЛИКАННЯ-ПОТЯГ. Обязательно у человека, идущего в учителя, должны быть СКЛОННОСТЬ, ВЛЕЧЕНИЕ к этому неординарному делу. Это не работа в обычном смысле слова – "от звонка до звонка", это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, главной заповедью которой должен быть девиз эскулапов: НЕ НАВРЕДИ! И если у человека есть призвание к этому роду деятельности, он может какое-то время походить и в стоптанных башмаках, и в немодном платье. И уверяю вас: ученики ему это "простят" в благодарность за увлеченность ДЕЛОМ ЕГО ЖИЗНИ.

Олесь Гончар писал: "Где-то там, в идеале, существует для нас человек будущего – гармонически, всесторонне развитый, благородный, свободно расцветающий красотой интеллекта и чувств..."

Если ты сейчас, уже сегодня такой – ИДИ В УЧИТЕЛЯ! Там тебе самое место. Ибо нет более благородной профессии, чем учителя и врача, воспитателя и целителя ДУШИ и ТЕЛА.

Рис. А. КОСТРОМЕНКО